Новости Луганска и области

 



На главную
ПОЛИТИКА

Комментарии журналистов и политиков о «коммунистическом кресте» в Луганске

Координаторы журналисткой акции «НАША ЗЕМЛЯ — НЕ ЦВИНТАР!» разослали в пресс-службы политических партий обращение к мэру Луганска Евгению Бурлаченко.

Было предложено высказаться по данному предмету. К сожалению, на вечер понедельника дали ответ только партии «оранжевого» направления.

Кроме того, журалисты, подписавшие открытое письмо, описали своё видение этой проблемы.

Приводим и ответы политиков, и комментарии журналистов.

Ответ политиков на открытое письмо

Анатолий Ягоферов, председатель областной организации партии «Реформы и Порядок»: «Хотят свою политическую невинность сохранить, хотя её уже давно нет!»

Я сторонник соблюдения закона. Если что-то нужно сделать, то есть органы, которые принимают соответствующие решения и их надо надлежащим образом оформить. Вы помните, что в 1999 году мы занимались установкой памятника Тарасу Шевченко. Поскольку это знаковая фигура украинской истории, долго искали место — где же его поставить. Но ветераны были против установки памятника в сквере Героев ВОВ, они считали, что это сквер памяти ветеранов войны. Мы встретились с ними, обсудили этот вопрос, нашли компромисс, и вторую половину сквера мы переделали, учитывая пожелания ветеранов.

А сегодня? Вот какие интересы жителей города преследовались, когда ставился этот крест? Люди должны находить общий язык. Расстреливали, как одни, так и другие. Репрессии были, как со стороны одних, так и других. Внуки и правнуки того поколения уже живут в другом измерении. Я думаю, что проблема больше связана не с Бурлаченко, а со слабостью городских служб. Они сразу должны были поставить все на свои места. Многие не хотят вмешиваться. Хотят свою политическую невинность сохранить, хотя ее уже давно нет.

Александр Костенко, первый заместитель председателя Луганской областной организации партии «Батькивщина»: А что делает редактор коммунальной газеты «Жизнь Луганска» на биг-бордах «Коммунистического фронта»?

Почему мэр не снимает крест? Я думаю, мэр не хочет ссориться накануне выборов с коммунистами. По моей информации, у них есть предварительная договоренность. Вот даже такой пример. Что делает Юрий Юров, редактор «Жизни Луганска» (коммунальной газеты) на биг-бордах «Коммунистического фронта»? Я уверен, что мэр и другие люди из его окружения заняли в этом вопросе неправильную позицию.

Журналистскую акцию «НАША ЗЕМЛЯ — НЕ ЦВИНТАР!» полностью поддерживаю, и думаю, многие члены нашей партии со мной в этом вопросе солидарны.

Конечно, каждый имеет право на свою точку зрения. И имеет право ее выражать. Но, наверное, на Луганщине есть и люди, которые считают, что коммунисты сделали очень много для того, чтобы население Украины сократилось. И они тоже могут поставить памятный знак в центре города. И тогда город станет кладбищем или скопищем памятником.

Андрей Недовесов, председатель Луганской областной организации Политической партии «Народный Союз Наша Украина»: «Установка провокационного креста — это такой откровенный «коричневый ход».

Я всецело поддерживаю журналистскую акцию «НАША ЗЕМЛЯ — НЕ ЦВИНТАР!», потому что, считаю недопустимым разжигание розни между Востоком и Западом страны. У политических партий есть более весомые обязательства перед избирателями, чем пробуждать чувства ненависти, нетерпимости и национальной розни. Журналисты показали, что они наиболее общественно активная сила в Украине, они дали правильную оценку ситуации и обратили внимание всех на огромную опасность такой практики КПУ для общества. Я считаю обязанностью всех демократических политических сил высказать свою точку зрения по этому вопросу и подписать своеобразный кодекс политической культуры, который бы был направлен против проявлений экстремизма, ксенофобии, антисемитизма и других проявлений худших сторон политики.

С нашей точки зрения, памятники — это уровень культуры нации, в том числе и политической культуры. Они символизируют отношение к тем или иным событиям или людям. К сожалению, установка подобного памятника коммунистами в Луганске демонстрирует всем уровень политической культуры и толерантности КПУ. Это проявление откровенно экстремистской точки зрения, которая имеет совершенно негативную направленность на разжигание конфликта между Востоком и Западом Украины.

Установка памятника — это символический акт, сильно влияющий на общественное сознание и потому такая деятельность во всех странах регламентируется государством. Каждая такая акция получает оценку с точки зрения общественных ценностей и морали. Представьте себе, если бы каждая политическая партия, включая радикальные, получили возможность устанавливать памятники, тем самым, утверждая, насаждая какие-то взгляды и позиции. Что может сказатьтакой «памятный знак» — о том, что мы, луганчане выступаем за раскол Украины, что мы кого-то ненавидим, что мы не способы вынести уроков из истории и не способны прошать? Думаю, что мы этого не хотим. Памятники должны быть вне политики, вне политических предпочтений, они должны объединять людей, а не разъединять. Потому мэр должен был принять решение, соответствующее Конституции и высоким моральным ценностям, а не поддерживать позицию одной, пусть и влиятельной в городе партии. Партия — это ведь только «часть» (буквально перевод слова «партия» с английского) общества.

Юрій Моцний, голова обласної організації Української народної партії: «Сьогодні ми маємо незалежну Україну, але ж за це і боролись воїні УПА!»

Луганська обласна організація Української народної партії висловлює свій протест проти дій луганських комуністів, які зібралися 14.10.2005 р. на мітинг біля будівлі облдержадміністрації проти визнання воїнів Української Повстанської Армії борцями за незалежність України, та засуджує використання ними християнського хресту до котрого ідеологія комунізму не має жодного відношення.

Вважаємо дії керівництва Комуністичного фронту Луганщини направлені, насамперед, на розпалювання ворожнечі між захисниками України, та ціль цих дій — роз’єднання нації.

Минуло вже багато років з тих часів. Багато сторінок з історії переглянуто і деякі речі відкриваються з сторони правди. Треба дуже чітко розрізняти, що воїни УПА не воювали проти тих червоноармійців, які воювали проти німецьких поневолювачів. Є історичні документи, письмові звернення, наприклад, такі: «Брати червоноармійці, ви прийшли до своїх українських сіл і міст. Ви б’єте німців, і ми б’ємо німців, тож у нас спільна мета». Але окрім тих червоноармійців були ще НКВД, КДБ, які заарештовували, висилали і вбивали українців. Є архівні документи, які свідчать, що лише з 1944 до 1946 року вони вбили 110 тисяч 835 людей — це документи міністерства внутрішніх справ Української РСР. Заарештовано було майже 250 тисяч людей, і багатьох з них було засуджено на смерть. Ще під час першої окупації 1939-1941 років було вислано понад мільйон людей із західних земель. Сьогодні ні для кого не є секретом таємний пакт Молотова — Ріббентропа про поділ Європи, згідно з яким радянські війська увійшли до земель західної Украйни, Білорусії та країн Прибалтики як «незвані гості».

Тенденція кожного народу мати свою державу є настільки нормальною і природною що в решті решт вона перемогла і сьогодні ми маємо Незалежну Україну. Але ж за це і боролись воїні УПА. То чому зараз йдуть таки протиріччя по їх визнанню?

За 60 роки виросло три покоління. Зараз необхідно дивитися у майбутнє і простити один одному всі образи. Це єдиний шлях до консолідації суспільства та становлення демократичної держави, яка повинна жити у мирі.

Редакция CityNews.Net.UA обратилась за комментариями в партию «Пора» по поводу демонтажа креста, однако ответа в адрес редакции пока не поступило.

Кроме того, ИА «Параллель-Медиа» опубликовало мнение З. Т. Гузара, первого заместителя председателя Луганской облгосадминистрации:

«Я придерживаюсь такой позиции: всё должно происходить в рамках действующего законодательства. Еще тогда, когда крест «В память о жертвах бандеровских преступлений» появился, я обратился к городской власти с вопросом о правомерности его установки. Но ответа так и не получил. Если так получилось, что активисты «Поры» сняли этот крест, то могу дать только иллюстрацию: когда власть, в чьей компетенции этот вопрос находится, бездействует, то это безусловно дает повод действовать тем или иным политическим партиям и общественным организациям».

Мнения журналистов

Эдуард Абросимов, директор петербургского офиса Международного института исследования СМИ Media Tenor International со штаб-квартирой в Лугано (Швейцария),в прошлом: главный редактор «Столичной газеты» (г. Киев), советник губернатора Саратовской области Д. Ф. Аяцкова, политический заключённый саратовской тюрьмы (отсидел 7 мес. в камере Э. Лимонова):

— Надо признать, что у коммунистов уже был опыт использования религии и религиозных символов. Во времена завоевания советской властью Средней Азии, большевики, вдруг обнаружившие, что в пустынях и полупустынях пролетариат отсутствует как класс, объявили тамошним декханам, что ислам не противоречит марксизму. А центральной части России и на Украине православие конкурировало с теорией гегемона пролетариата, поэтому тогдашние коммунисты и разрушали христианские храмы, уничтожая попутно служителей православного культа. Хотя, исходя из логики — раз ислам не противоречит марксизму, значит и христианство не противоречит марксизму а, если надо будет, то и буддизм не будет противоречить марксизму.

И еще на родине вождя революции 1917 г. в канун 135-летия со дня его рождения разразился острый конфликт между православными и теми, кто верит, что идеи Ленина до сих пор живут и побеждают. Альтернативой церемонии закладки краеугольного камня кафедрального собора стали митинги пробольшевистски настроенных горожан. В результате решением главы администрации Ульяновской области строительство, вернее восстановление Свято-Троицкого собора прекращено. Многолюдным было освящение на площади Ленина первого камня, заложенного в фундамент будущего храма. Куда более многолюдным, чем прошедший двумя неделями раньше митинг левого студенчества, старых большевиков и примкнувших к ним.

Ярина Боренько, політолог, кандидат політичних наук ГО, «Європейський Діалог» (м. Львів)

Багато моїх луганських знайомих, яких я спитала про цей хрест, навіть не мали уявлення про що йдеться. У нас же завдяки цій інформації рейтинг згадуваності Луганської області у місцевих ЗМІ таки підвищився. Усе це навело на дивні спогади зі Львова кінця 90-их, коли у нас активізувалися політичні групи, які писали пасквілі на польських меморіалах. Логіка була простою — польські «орлята» боролися проти українців на своїх східних територіях, які водночас були нашими західними. Тоді, у листопаді 1918-го, поляки й українці, які разом ходили до школи і гралися в футбол, почали стріляти один в одного на вулицях мого міста, і ніхто не може відповісти, чому так сталося.

А далі питання — чому і ті, й інші, стали героями, і чому їм пам’ятник у моєму місті. А ще — чому польський пам’ятник кращий? Бо їхня держава виділила на це діло непомірну кількість коштів. У Польщі тоді аж кишіло журналістськими матеріалами про військовий меморіал «Орлят» і про поганих українців, які якогось милого ще живуть у польському місті Львові — ба, ще й думають, що мають повне право там жити. Ми мовчали, а мимоволі думали: як вже надоїли ті ваші хрести і цвинтарі... чого ви від нас хочете? невже вірите в те, що нас можна змінити? Є така поговірка: знання — це сила. Є й інша: сила есть — ума не надо. Народна мудрість дає діалектичні відповіді на багато суперечливих запитань, але, на жаль, вона не рятує нас від незнання. Ніхто не винуватий в тому, що вчився історії з інших книжок, що по-різному цю історію розуміє, або ж не розуміє взагалі. Але є речі, за які інколи відчуваєш відповідальність. Наприклад, за своє місто, коли хочеться сказати: ці антипольські написи — це не я. І не вимагати від поляків такої ж позиції стосовно антиукраїнських написів на стінах [колись українського] Перемишля — нехай самі справляються із своєю дурістю.

Головне — любити своє місто. А для цього слід зробити так, щоб твоє місто поважали інші. У тих «інших» своя історія і свої герої, своя пам’ять, але у нас з ними спільне майбутнє. Колись Львів мав майбутнє — у ньому жили поляки, євреї, українці і багато-багато інших. У 1918 році почали стрілятися поляки й українці. У 1941 українці з хлібом-сіллю привітали німецьку армію, вчинили кілька погромів на євреїв, а потім, зрозумівши, що їх зрадили, почали воювати проти всіх, без жодних союзників. Потім основним ворогом стала радянська армія, яка у 1944 «зависла» тут надовго. Фешенебельну дільницю, де колись проживала львівська еліта, а тепер оселилися офіцери, ми весь час так і називали «визволительською». Євреїв вже не було в живих — лише одиниці вернулися. Поляки виїхали в Польщу разом із своїми бібліотеками і пам’ятниками. В прикордонних лісах і горах до середини 50-их ще точились бої, а довоєнний Львів став зникати. Залишилася лише пам’ять, історія і її герої, від яких ми не в силі відмовитися. Ми не хотіли того, що з нами сталося. Та нарешті ми зрозуміли, що є різні герої, яким варто поставити хрест і запалити свічку, забувши про те, хто став жертвою, а хто переможцем. Бо якщо ми про це не забудемо, то хрест перетвориться просто у два куски дерева.

Здається, ми таки змінилися.

Мария Гроссман, газета «Жизнь» г. Челябинск (Россия):

— Обстановочка у вас не позавидуешь, похоронного оркестра не хватает. А коммунисты ваши самые ушлые на территории всего бывшего СССР. И всё же думаю, что умные люди правильно расценят этот жест «благородства» и не поведутся на провокацию. Вам сейчас не нужны эмоции, вам нужны грамотные идеологи. А на счет похоронной обстановки, не воспринимайте все буквально. Совсем недавно Михаил Задорнов сказал: «Я на кладбище не вижу «крестов» – там одни «плюсы!». В вашем случае это не будет выглядеть как хамский пассаж, ведь крест, поставленный от антихриста не благороден.

Анатолий Николенко, г. Днепропетровск:

— Разделяю ваше право избавиться от подобных «крестов». Ну что плохого сделала УПА на территории Луганской области? Ничего, потому, что ее там никогда не было. А были кавалерийские дивизии и корпуса «казаков», сформированные уже летом 1942 года из добровольцев Дона и Кубани. И куда-там до их подвигов «дивизийныкив» СС «Галичина». Мои земляки тогда еще ворошиловградцы уже после войны откликнулись на зов партии и поехали устанавливать коммунистический ражим в Западной Украине. И пролили там моря крови. Так кто и перед кем должен извиняться? А кресты нужно ставить на могилах Воинов Украины, которые защищали ее свободу еще в декабре 1917 под Лозовой, летом 1918 в составе армии Директории под Старобельском и Белокуракино. В уничтоженных в 1933 году селах, да и в уже обреченных предыдущим режимом малых шахтерских городках».

Вадимир Изотов, «Радио России — Санкт-Петербург»:

Я считаю, что установка подобных крестов перед Луганском — продуманная пи-ар акция перед выборами в Верховную Раду. Проигравшие президентские выборы сторонники Януковича таким образом мобилизуют силы для реванша весной следующего года.

Может быть, моё мнение не совсем компетентно, но из Питера мне кажется так.

Бахтиёр Улмасов, газета «Зарбдор», Таджикистан:

— По-моему, это смешно, что коммунисты, которые в течение долгих лет отреклись от креста, теперь стали им выражать свои эмоции. Пусть займутся своим делом (то бишь, политикой), а не лезут в религию.

Под открытым письмом луганскому мэру подписались более 60-ти журналистов


 
Другие материалы по теме:

21.11.2005, 19:50 Под обращением к луганскому мэру подписались более 60-ти журналистов

20.11.2005, 20:43 Я. Гребенюк: «Рубка» креста — несомненная победа коммунистов

19.11.2005, 23:23 Луганская «Пора» спилила коммунистический «памятник садово-паркового искусства» (фото)

18.11.2005, 19:10 Мэр Луганска считает «антибандеровский» деревянный крест памятником садово-паркового искусства

15.11.2005, 13:19 Обращение к городскому голове Луганска Евгению Бурлаченко работников СМИ по поводу превращения нашего города в кладбище

15.11.2005, 21:59 Из истории луганских «крестовоздвижений»

08.11.2005, 12:18 Антибандеровский крест и красный стяг над Луганской облгосадминистрацией (дополнено)

14.10.2005, 15:11 Коммунисты хотят превратить Луганск в кладбище — Иоаникий, по их словам, не против (фото)