Главная > Новости Украины > Товары из-за границы массово вытесняют украинские продукты с прилавков магазинов

Товары из-за границы массово вытесняют украинские продукты с прилавков магазинов


14-05-2013, 09:47.

Под натиском импортной продукции доля украинских товаров в розничных торговых сетях становится все меньше. По итогам 2012 года доля продаж отечественных товаров составила 58,9%, снизившись за предыдущий год сразу на три процента.

Отечественные производители сокращают свое присутствие как в сегменте продовольственных товаров (с 87,2% до 86,3%), так и непродовольственных (с 47,2% до 41,9%). Это долгосрочная тенденция (см. справку), вступление в ВТО лишь усилило ее.

В прошлом году наиболее значительно уменьшилась доля продаж украинских текстильных товаров (с 42,7% до 34,2%), посуды (с 30,4% до 24,6%), макаронных изделий (с 79,3% до 75,5%), а также крепких спиртных напитков (с 87,1% до 83,9%).

Наибольшая доля отечественной продукции — в сегменте хлебобулочной продукции (97,6%) и мясопродуктов (95,1%). Однако и здесь наблюдается постепенное снижение. Наименьшая доля местной продукции — в сегменте обуви (2,8%), телекоммуникационного оборудования (4,7%) и компьютерной техники (1,2%). Украинской продукции стало больше лишь в сегментах консервов (на 0,9% до 73,3%), табачных изделий (на 1%, до 94,9%), книг, газет и журналов (на 1,5%, до 89%).

"Рост импорта — следствие стабильного курса гривны. Благодаря привязке национальной валюты к доллару на фоне ослабления остальных валют импорт увеличивает свое присутствие на украинском рынке",— считает аналитик Украинской аграрной ассоциации Марьян Заблоцкий.

По итогам прошлого года объем импорта товаров в Украину составил $84,6 млрд, почти достигнув показателя 2008 года ($85,56 млрд).

"Без ослабления гривны решить эту проблему невозможно",— уверен эксперт.

Тенденция постепенного снижения доли продаж отечественной продукции наблюдается с 2005 года, когда начали проводиться соответствующие замеры. Семь лет назад доля продаж украинской продукции составляла 70,5%. Исключением стал лишь кризисный 2009 год. Вследствие резкой девальвации гривны доля продаж отечественной продукции возросла с 63,1% до 67,4%.. Впрочем, уже за два года доля импорта превысила докризисный уровень и продолжила расти.

Такие данные свидетельствуют о том, что девальвация может дать лишь краткосрочный эффект, уверен экономист Александр Охрименко.

"Можно рассчитывать на улучшение ситуации только в сегменте продовольственных товаров, однако там доля украинской продукции и так достаточно высока. Среди непродовольственных товаров часто отсутствуют отечественные аналоги, а поэтому спрос на импорт больше зависит от платежеспособности населения",— уверен эксперт.

Впрочем, по словам генерального директора Украинской торговой ассоциации Игоря Кишко, в сегменте продовольственных товаров рост импорта отечественным производителям не угрожает.

"Действительно, доля украинской продукции составляет около 80%, и рост импорта связан с восстановлением спроса на такую продукцию после девальвации. Импорт реагирует на изменения спроса, при этом он представлен товарами, либо не имеющими украинских аналогов, либо находящимися в разных ценовых категориях",— уверен Кишко.

Коммерсант-Украина

 


Вернуться назад