Главная > Главное > Как продвигается реформа ЖКХ в Луганске?

Как продвигается реформа ЖКХ в Луганске?


16-07-2007, 05:53.
 Закон Украины "О жилищно-коммунальных услугах" определил, что услуги ЖКХ оказываются исключительно на основе договоров.

В марте текущего года исполком Луганского городского совета утвердил вариант договора на оказание жилищно-коммунальных услуг между потребителями и исполнителями данных услуг. Можно было ожидать, что после оформления договорных отношений между жителями домов и предприятиями, которые их обслуживают, наконец-то установятся, как принято говорить, цивилизованные отношения. Такие отношения предполагают взаимную ответственность сторон: жилищно-коммунальные услуги предприятия предоставляют в соответствии с установленными стандартами  и в полном объеме, а хозяин квартиры их своевременно оплачивает. Какой же результат проводимой договорной кампании? Договора на оказание услуг по содержанию дома, придомовой территории, услуг централизованного отопления, предоставления холодной и горячей воды, водоотведения удалось заключить только с 3% хозяев квартир! Почему так?

Ответ очевиден. Население не доверяет структурам, оказывающим услуги ЖКХ, и опасается негативных для себя последствий после оформления договорных отношений. Причина таких взаимоотношений имеет глубинный характер.

Городские предприятия, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, связывают их качество с полным покрытием затрат на их производство. В 2006 году городская власть утвердила новые тарифы, которые соответствовали экономически обоснованным затратам на их производство. Но и после этого качество услуг ЖКХ остаётся низким. Выход из этой тупиковой ситуации показывает опыт успешных стран: жилищно-коммунальное хозяйство эффективно функционирует только в условиях развитого рынка жилищно-коммунальных услуг. Стратегия реформирования ЖКХ изложена в общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Законом Украины от 24.06.04г. № 1869-IV. Соответственно принята Программа реформирования и развития территориальной громады Луганска на период 2007-2010 г.г.. Реформа ЖКХ жизненно необходима Луганску. Действующая система городского жилищно-коммунального хозяйства находится в кризисном состоянии. С каждым годом его техническое состояние ухудшается: изнашиваются основные фонды, оборудование, машины и механизмы. Так: 76% жилых домов эксплуатируются более 30 лет, 81% внутридомовых сетей имеют степень износа более 60%; 88,6% котлов, обеспечивающих централизованное теплообеспечение эксплуатируются более 20 лет; 46,6% тепловых сетей являются ветхими и аварийными. Долги населения коммунальным предприятиям города составляют 124 млн. грн., данная задолженность постоянно увеличивается.  

Общественная организация "Луганский областной центр политических и социологических исследований "Политсоциум" реализовала проект "Мониторинг реформы жилищно-коммунального хозяйства в Луганске". Исследование было направлено на изучение динамики формирования рынка ЖКХ в городе.

Когда ведется разговор о развитом рынке жилищно-коммунальных услуг, следует иметь в виду, что ведущую роль на нём играют владельцы квартир - заказчики услуг, включенные в объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Соответственно под ОСМД формируется конкурентная рыночная среда производителей услуг ЖКХ, которая и обеспечивает требуемыми услугами население согласно  заказанного объема и качества. Луганский городской голова С.Кравченко и исполнительный комитет городского совета действуют по преобразованию жилищно-коммунального хозяйства территориальной громады через его реформирование и развитие. Но рынок жилищно-коммунальных услуг в Луганске находится на начальном этапе становления. Так, только 6% многоквартирных домов являются самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности (объединения совладельцев многоквартирных домов, товарищества собственников квартир, жилищно-строительные кооперативы).

Проблемы развития объединений совладельцев многоквартирных домов обсуждались общественностью с участием представителей действующей городской власти на 7 круглых столах и 3 общественных слушаниях. 22 публикации появилось в газете "Жизнь Луганска" и на сайте Луганского городского головы и Луганского городского совета после проведения этих мероприятий. Многие критические замечания, мешающие развитию ОСМД, были учтены, но проблем у объединений совладельцев многоквартирных домов ещё достаточно. Например. После создания ОСМД, последний балансодержатель (как правило - исполком) обязан сделать в доме выборочный капитальный ремонт. До его проведения в некоторых ОСМД жители не хотят брать дом на баланс (т.е. отвечать за кровлю и подвальную часть дома). Но в этом случае структуры управления труда и социальной защиты не заключают с ОСМД договор о перечислении ему средств по льготам и субсидиям хозяев квартир данного дома. Объединение совладельцев многоквартирного дома терпит убытки. Эта проблема требует оперативного решения ответственными должностными лицами исполкома горсовета.

Так же не решенной проблемой  являются высокие (имеющие тенденцию к дальнейшему росту) тарифы на централизованное теплообеспечение, горячую воду при низком качестве данных услуг.

Частные предприятия, оказывающие услуги ЖКХ, заинтересованы в обслуживании объединений совладельцев многоквартирных домов. Так как при работе с ОСМД отсутствует посредник в варианте исполнительной городской власти, что облегчает для частных предпринимателей выход на рынок жилищно-коммунальных услуг. Специалисты утверждают, что наиболее перспективны на рынке ЖКХ небольшие управляющие кампании, сотрудничающие с ОСМД.

Сравнительная  информация, опубликована в журнале "Эксперт"
[9-15 апреля 2007 г. № 14(112)].
Небольшая кампания (пример ЧП, г. Бердянск), обслуживая 12 ОСМД, имеет
следующие показатели: тариф - 0,44 грн. за 1кв.м; административный персонал -
2 человека; технический персонал - 6 человек; рентабельность -12%.

Средняя кампания (пример ЧП, г. Луганск), обслуживая 200 коммунальных домов, имеет следующие показатели: тариф0,85 -1,13 грн.за 1кв.м.; административный персонал - 32 человека; технический персонал - 126 человек; безубыточность достигается через три года после начала работы.

Преимущества небольшой управляющей кампании показаны достаточно наглядно.

  • Результаты проведенного "Политсоциумом" мониторинга показывают, что для продвижения реформы ЖКХ необходимо Луганского городскому голове, Луганскому городскому совету и его исполнительному комитету проводить последовательную политику, которая включает:
  • публичное системное обсуждение реализации реформы ЖКХ для установления обратной связи и принятия управленческих решений по её продвижению. Целесообразно ежегодно проводить общественные слушания по выполнению Программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства территориальной громады города;
  • информационный поток о реализации реформы ЖКХ при системном накоплении информационных материалов по направлениям реформы ЖКХ на сайте Луганского городского головы и Луганского городского совета;
  • всесторонняя помощь инициативным группам по созданию объединений совладельцев многоквартирных домов и действующим ОСМД на основе Программы взаимодействия исполкома и "Союза собственников жилья г. Луганска";
  • установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги индивидуально на каждый дом в соответствии с Постановлением КМУ № 560 от 12.07.05г.;
  • создание концепции тепообеспечения г.Луганска. В данном документе необходимо обосновать стратегию теплоообеспечения (централизованная подача тепла, индивидуальное отопление) с точки зрения интересов населения.

Территориальная громада, согласно действующего законодательства, контролирует выполнение городской властью программ социально-экономического развития Луганска. Поэтому общественная организация "Луганский областной центр политических и социологических исследований "Политсоциум"  предоставит материалы исследования всем заинтересованным жителям и общественным организациям.
 
Председатель Луганского областного центра политических и социологических исследований "Политсоциум"
 В.Иванов

Вернуться назад