Главная > Главное > Луганск был и остается многонациональным, многогранным и терпимым в вопросах веры?

Луганск был и остается многонациональным, многогранным и терпимым в вопросах веры?


31-08-2010, 12:36.

Луганск был и остается многонациональным, многогранным и терпимым в вопросах веры?Расовый вопрос это не просто проблема цвета кожи это на много более сложный механизм взаимодействия между собой множества систем власти, этнических культур религий, отдельно взятых личностей. Существует ли в действительности нашего времени дружба народов, и на каком фундаменте возможны бесконфликтные межрасовые отношения довольно трудный вопрос.

Украина по сравнению с Америкой столкнулась с подобной проблемой  относительно недавно. Расизм скорей приобрел некую скрытую форму высокомерия по отношению к тем, кто не похож на нас по внешнему признаку. Более того он разделился на две категории: по отношению к выходцам из бывшего СССР, с одной стороны (в этом случае объединяющим фактором является общее историческое прошлое, пережитое вместе нашими народами, а с другой стороны выступает неприязнь ко всему инородному), вторая категория – это иностранцы,  явно отличающиеся по цвету кожи и вероисповеданию. В Луганске, в своем большинстве, ко второй группе относятся иностранные студенты. Приезжая в Украину, они  сталкиваются с массой проблем. Начиная от адаптации к климату, языкового и психологического барьера и заканчивая адаптацией в социуме.

«Индусы, по своей природе люди не конфликтные, скорей они пытаются сгладить острые углы в отношениях. Лично у меня серьезных проблем не было, - рассказывает студент 3 курса  Луганского медуниверситета  Махеш,  - но все же очевидно, я ощущаю на себе негативные взгляды и перешептывания на улицах города или в кафе, особенно если иду в компании с украинской девушкой. А что касается, первых лет пребывания, то, несомненно, трудно. По правилам университета, нам необходимо 3 года прожить в общежитии. Условия там, на уровне ежедневной бытовой катастрофы и все это на фоне постоянных ссор».

По мнению Махеша, корень проблемы кроется не только в том, что украинцы настороженно относятся к иностранцам, но и в самих иностранцах. Ведь у себя на родине большинство молодых людей жили по строгим правилам подчинения взрослым и общественной морали, а в Украине они стали как бы бесконтрольными. Поэтому очень важную роль играют духовные общества, церкви, храмы, мечети. Согласно статистике верующие студенты гораздо реже попадают в конфликтные ситуации.

«К нам в храм, особенно на праздники приходит очень много индусов. Тут они находят необходимое: поддержку позитивное общение, друзей, островок родной культуры, возможность выразится как личность и при этом быть понятым в общем социуме. Духовное общество имеет в своей основе терпимость и на этой почве межрасовые конфликты возникнуть не могут по определению. Бог равно относится ко всем: черный и белый, богатый и бедный, мужчина и женщина, индус или мусульманин, человек или любое другое живое существо. Общечеловеческие и духовные ценности доступны каждому стоит только захотеть. Двери нашего храма гостеприимно открыты в равной степени, как для украинцев, так и для граждан любого другого государства», - сказал лидер Международного Общества Сознания Кришны в Луганске Владислав Пахомов.

С опытом лидера кришнаитов согласен и лидер мусульманской общины в Луганске, председатель правления религиозной организации «Салам»  Сейфулла Рашидов.

 По его мнению, конфликтов на расовой почве в Луганске достаточно мало и подобные вещи в выгодном ракурсе искусственно раздуваются определенными СМИ. С другой стороны в нашем государстве мы сталкиваемся больше с проявлением ксенофобии, когда отрицается все чуждое и неизвестное. В университете, это проявляется больше потому, что много молодых горячих людей, со своими амбициями, свойственными молодости следуют принципу «стадного инстинкта». Так, согласно социальным исследованиям около 30-40% студентов не хотят, чтобы рядом с ними за партой сидели иностранцы. Почему такое отношение: из-за сформированного в обществе мнения или из-за внутренних проблем конкретной личности?

Сейфулла говорит о двух основных причинах. « Первая – это тотальная коррупция в государстве. Взятки везде: в правоохранительных органах, в ВУЗах, в политике, в органах власти. А теперь перенесем это в плоскость нашей темы Сидит рядом с ливанцем, индусом или пакистанцем наш бедный студент из Станицы Луганской, по учебе он средненький, взятки давать не с чего, возникает банальная зависть. Или еще пример, студенты из Ливии получают от государства стипендию в размере 1500 долларов ежемесячно, а докторнат ВНУ имеет стипендию 1700грн. Как говориться почувствуйте разницу. Ливиец даст взятку и пойдет вечером в клуб. Единственное, что я могу сказать точно, чтобы мы не говорили о расовых конфликтах, но мой опыт показывает, что те кто не следуют духовным ценностям в своем большинстве не ходят на лекции и  имеют проблемы. Вторая причина – это пропаганда свободного образа жизни. Нашей молодежи насильно заливают пиво в рот, следом идет реклама средств от импотенции и от алкоголизма. Сегодня это выгодно государству. Как верующий человек скажу, что был бы безумно счастлив, если бы молодежь ходила в церковь и следовала бы учению. История знает много моментов, когда духовность спасала человека, когда вера или совет священника спасал от преступления или давал силы выжить в лагерях» - утверждает Сейфулла Фейзуллаевич.

Сегодня в Украине прямые случаи расизма, когда люди совершают акты насилия, поскольку их жертвы обладают иным цветом кожи единичны, и они открыто порицаются обществом, но, тем не менее, за прошедшие два с половиной месяца на недавно открывшуюся в Луганске мечеть было совершено три нападения. Неизвестные стреляли из пневматического оружия. В этом же году весной в одном из ночных клубов произошла потасовка между иностранными студентами и местной молодежью, которая закончилась поножовщиной. Тогда  православная церковь открыто осудила проявления межрелигиозной и межконфессиональной нетерпимости и призывала луганчан к миру и согласию.

"Фактически на сегодняшний день у нас нет сведений о том, что правоохранительные  структуры изучают какую-то конфликтную ситуацию  связанную с разжиганием  расовой и религиозной вражды. Те факты, которые были озвучены, скорее относятся к  хулиганским проявлениям. На сегодня нет и выраженных конфликтных ситуаций, есть установившиеся взаимоотношения между религиозными организациями, которые заключаются в соблюдении принципа невмешательства в дела друг друга. Скажем, не  будет православное духовенство проводить совместные богослужения с представителями иных  конфессий, но на межличностном уровне между священнослужителями могут иметь место встречи и обсуждения вероисповедных доктрин например.  Такие случаи имеют место, но они отличаются конструктивностью и основаны на взаимоуважении , а не на открытом противостоянии. Здесь уместно отметить единство  представителей разных конфессий, например, в деле реализации доктрин социального служения, оказанию помощи нуждающимся, профилактике заболеваемости и других вопросах", - поясняет начальник отдела по делам национальностей и религий Луганской облгосадминистрации Александр Козенко.

Городской голова Сергей Кравченко считает себя тоже верующим человеком и в вопросе межрелигиозных отношений придерживается мира и согласия. «Чем богаче и многообразней культура, тем лучше для общества и это большой плюс для городов, когда есть терпимость для всех наций. Мы терпимы, у нас нет национальной розни и это очень важно», - уверен городской голова.

Дело в том, что чиновники и политики могут стать важными союзниками в борьбе с ксенофобией. Исследуя данный вопрос Washington ProFile пишет, что если известные и уважаемые люди выступают в поддержку жертв «преступлений ненависти», то жертвы не чувствуют себя брошенными обществом, члены общества ощущают себя в безопасности, а пространство, необходимое для действий и диалога, расширяется. Молчание лидеров создает вакуум, в котором распространяются слухи, жертвы чувствуют себя беззащитными, а агрессоры, наоборот, думают, что их поддерживают власти. Однако некоторые из них вынуждены будут преодолеть свои собственные предубеждения.

В Луганской области зарегистрировано 740 религиозных организаций, 45 конфесий, а сам Луганск был и остается многонациональным, многогранным и терпимым в вопросах веры. Причем, в данном контексте,  проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый человек свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. И очень хочется верить, что проявления расизма в Украине и конкретно в Луганске будет иметь единичный характер,  открыто осуждаться обществом и каждым гражданином.

PS : Декларация прав человека провозглашает, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» , «на свободу убеждений и на свободное выражение их» и что образование «Должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами».

Наталья Горбатюк


Вернуться назад