Главная > Главное > В.Ткачук: На этих выборах будут голосовать за личностей

В.Ткачук: На этих выборах будут голосовать за личностей


26-07-2010, 09:52.

В июле Верховная Рада приняла Закон о выборах в местные советы. Документ предусматривает несколько ключевых нововведений, упорядочит саму систему и поможет привести к власти на местах наиболее организованных и ответственных членов громад. По словам автора закона, данные изменения внесут своеобразный толчок в развитие партийных организаций в Украине. Оппозиционеры же указывают на недостаток в существенном ограничении возможностей альтернативных партий и блоков. За разъяснениями особенностей ключевых моментов нового закона мы обратились к эксперту, получившему награды ЦВК по результатом президентской компании в Луганской области, председателю территориальной избирательной комиссии 113(Северодонецк, Рубежное) избирательного округа Вячеславу Ткачуку.

 

-Во время принятия Закона «О выборах депутатов местных Советов, мэров городов и поселков» было множество дискуссий. На ваш взгляд насколько демократичен этот документ?

-Мы с командой много лет участвуем в избирательном процессе и с уверенностью могу сказать, что в новом законе чувствуется профессиональный, со знанием дела подход. Закон нацелен на защиту свободы выбора избирателя и прозрачности самого избирательного процесса. Ведь согласитесь, партия не может быть представлена лишь группой людей в столице. А главное- к кому тогда будут обращаться наши избиратели, когда такой лидер окажется у власти? На сегодня в Украине зарегистрировано 182 партии, и только больше десятка имеют реальную структуру. Но и здесь закон не ограничивает их участия в выборах. Шум, который сейчас поднимают отдельные политики, свидетельствует лишь о штучно выращенных под выборы политических партий без реальной партийной структуры. Они должны кропотливо работать, над строительством настоящей партии в каждом городе и поселке, скрупулезно следовать букве закона, а не искать дыры, громко прикрываясь словом «демократия».

- Что нового в Законе?

- Много. Прежде всего, это смешанная система выборов. 50% от политических партий и 50% самовыдвижные. Формирует территориальные комиссии, теперь ЦВК, по предложениям политических партий, зарегистрированных в установленном Законом порядке. Сокращены и сроки формирования избирательных комиссий. Территориальные формируются за 45 дней, участковые – за 15 дней. Сроки выдвижения кандидатов также сократили, что на мой взгляд, абсолютно правильно. Теперь территориальная комиссия получает предварительные списки избирателей за 19 дней в помещении Госреестра.

Прописано много важных изменений и уточнений, избегающих двусмысленное толкование. К примеру, во втором туре выборов Президента Украины в 2010году вызывало напряжение, что не исключен вариант, когда одна половина членов территориальной комиссии от одного кандидата будет принимать «свои » протоколы от участковых комиссий в одной комнате, а вторая часть комиссии в другой. Сейчас Законом четко определено – Комиссии заседают в одной комнате. Для профессионалов это не мелочи. По всему чувствуется грамотный подход автора документа к реальным и понятным на местах правилам. Попросту осуществлен принцип, когда и те, кто пишет Закон, и те, кто проводит его в жизнь, одинаково понимают его.

 - В нашем регионе абсолютное большинство избирателей поддерживают определенную политическую силу. Не будет ли так, что в состав городских Советов будут избраны депутаты лишь одной партии?

Безусловно, в Луганской области регионы в местных Советах будут иметь большинство. Однако на этих выборах избирателю будет представлен довольно большой спектр различных политических сил, поэтому в состав Советов несомненно могут войти различные представители. Здесь многое зависит и от известных личностей на местах, и от лидера партии, и конечно от волеизъявления избирателя. Но, однозначно приоритетный ориентир избирателя -это конкретные личности на местах.

-Можно гипотетически предложить, представителей каких политических сил мы можем увидеть в местных советах?

В местных Советах Луганской области, помимо популярных партий, могут быть избраны еще представители 3-4 партий, которые известны избирателям на местном уровне. В Северодонецке скорее всего, что коммунисты наберут свои 5% голосов. В состав Совета могут пройти партии Сильная Украина, Республиканская партия и партия Тимошенко Ю.В.

Законом определена норма, что в выборах принимают участие политические партии зарегистрированные в установленном порядке за 365 дней до предстоящих выборов. Поэтому вновь созданные специально под выборы политические силы, сначала должны доказать свою компетентность и завоевать доверие избирателей.

- В новом Законе нет блоков политических партий, как субъектов избирательного права. А также в документ внесено около 1200 поправок. Как вы можете прокомментировать эти моменты?

-Да, в Законе нет блоков политических партий. Каждая партия идет на выборы самостоятельно. Это абсолютно правильно и с этим солидарны лидеры политических партий на местах. Блоки политических партий не подтвердили свою жизнеспособность, по крайней мере, в нынешних условиях развития общества. Возьмите для примера партию регионов или коммунистов. У них своя программа, свои особенности они всегда идут самостоятельно. Не многие знают, сколько же не известных народу партий скрываются за ширмой БЮТ, Наша Украина, Народна самооборона. А выборы 2010г. вообще подтвердили их не состоятельность.

Что же касается количества поправок - трюк не без известный , одно и тоже в каждой строчке. По сути, это не более чем лоббирование своих интересов и публичного очернения Закона.

 - Выборы мэров это особая тема. Выдвижение кандидатов на эту должность возможно политической партией. На сколько это правильно на Ваш взгляд?

Думаю это довольно грамотный шаг. Например, в Северодонецке зарегистрировано 52 политические партии, представляющие интересы всех слоев населения. При старой системе выборов, в мэры могли выдвигаться и пройти самые неожиданные кандидатуры. А уж после выборов, серьезно потратившись, они проводят свою политику, иногда не имеющую ничего общего с политикой государства. Известных примеров здесь немало. Если же мэр избран от определенной политической силы, он обеспечит государственную политику на местах.

-То есть получается, избиратели будут выбирать мэра по партийной принадлежности и не смотреть на личностные качества кандидата?

-Я так не думаю. Избиратели будут смотреть на кандидатуру. На местном уровне люди будут выбирать, прежде всего, известную и сильную личность с учетом ее достоинств вклада и политических взглядов. И здесь большая ответственность партии, которая выдвигает кандидата, потому как именно по нему на местах люди будут судить о партии.

Но главное, по –моему, другое. Нужно понять, что мэр, это старший в городе избранный на определенный срок, что бы решать проблемы территориальной громады. Люди нанимают его на работу во имя общих интересов. В будущем должен быть проработан механизм отзыва «залетных» или случайно посаженных в кресло. В полной мере это относится и к депутатам

 - Новый закон предусматривает изменение сроков пребывания депутатов и мэров?

-Да, сроки изменены. Они увеличены с 4 до5 лет, как и у народных депутатов, и таким образом исправлена существующая коллизия. По количеству раз можно избираться без ограничений.

В новом Законе не установлено количество сроков пребывания и на должности мэра. Хотя на мой взгляд, такая норма могла бы быть. Исходя из практики демократических государств, где сроки пребывания у власти ограничены и вы можете избираться лишь 2 раза. Этому есть и объяснения психологов. Будучи избранным в первые 5 лет, мэр старается выполнять свою программу, свои обещания потому что знает, что он может быть избран еще на 5 лет. Будучи избранным на второй срок, желает оставить о себе хорошую память, личный вклад, понимая, что больше он не имеет права избираться.

-Предусматривается ли на предстоящих выборах, введение каких либо дополнительных санкций за нарушение избирательного законодательства кандидатами ?

 -Очень важным моментом является то, что новый Закон расширяет права избирательных комиссий. Известно, что нарушая Закон на выборах, кандидаты максимум, что могли получить – это сотрясание воздуха председателя избирательной комиссии в течении нескольких минут. По этому выборы превратились в сезон подкупа избирателей. Люди должны понять, что получая малое с них потом возьмут намного больше. Теперь избирательная комиссия имеет право за нарушение Закона снять кандидата с предвыборной гонки. Причем снятый с выборов кандидат, не имеет права балатироваться и на следующих выборах.

- Что на ваш взгляд в законе не прописано?

-Уверен, что предела совершенству нет, поэтому некоторые вопросы отнесены к компетенции центральной избирательной комиссии. Это и порядок определения квот председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии. Порядок формирования комиссий, при условии предложений от партии по составу комиссий более 15 человек. Порядок и сроки отзыва и замены председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии по квоте.

 

 

 

 

 


Вернуться назад