Главная > Главное > "Укравтодор" тратит всего 5 процентов средств на строительство новых дорог в Украине и капремонт

"Укравтодор" тратит всего 5 процентов средств на строительство новых дорог в Украине и капремонт


18-04-2011, 11:34.

Коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты анализа эффективности использования средств специального фонда госбюджета на мероприятия по развитию и содержанию автодорог общего пользования, и пришла к выводу, что ненадлежащие управленческие и решения должностных лиц Укравтодора и Минфина в 2009-2010 годах привели к дисбалансу в финансировании отрасли и стагнации отечественного дорожного хозяйства.

Из 18,9 млрд. грн. запланированных законами о государственном бюджете на 2009 и 2010 годы на развитие  и содержание автомобильных дорог в Украине, выделено лишь 14,3 млрд. грн. Из них 36,8% пошло на содержание дорог, 41,6% - на погашение кредитов и только 5% на строительство новых дорог и капремонт.

Аудит показал, что Минфин не ввел надлежащего планирования налоговых поступлений в спецфонд госбюджета, которые направляются на развитие и содержание автомобильных дорог. В 2009 году не поступило 37,4% налоговых платежей. В 2010 году выполнения плановых показателей достигнуто, но исключительно благодаря постоянному их корректировке (5 раз) в сторону уменьшения в течение года. В бумагах все сошлось, но дорог в стране от этого не прибавилось! В частности, направления использования средств, определены Государственной программой развития автомобильных дорог общего пользования на 2007-2011 годы, Укравтодором был изменен. Приоритет отдавался финансированию текущего ремонта и содержанию автодорог.

Стоит отметить, что по состоянию на 01.01.2011 года между Укравтодором и различными международными банковскими учреждениями действует 17 кредитных соглашений с различными сроками действия. Остаток непогашенных кредитов на сегодня составляет 19,8 млрд. гривен. Таким образом "благодаря" управленческим решениям руководства Укравтодора и Минфина на сегодня средств хватает лишь на частичное содержание автодорог и погашения обязательств по кредитам. На строительство, реконструкцию и капремонт дорог привлекаются новые кредиты.

Темпы ввода в эксплуатацию построенных и капитально отремонтированных объектов ничтожно малы. На всю Украину в 2009 году построено лишь 33 км дорог и капитально отремонтировано 79,4 км. Показатели прошлого года еще ниже: капитальный ремонт не коснулся ни одного километра, а построено всего 31,7 км.

Аудиторы Счетной палаты отмечают общую тенденцию стагнации в отрасли в течение 2009-2010 годов. Балансовая стоимость отечественной сети автодорог уменьшилась на 7,2 процента, уровень их износа увеличился на 16 процентов, стоимость незавершенного строительства возросла с 30,0 до 39,2 проц. (7,5 млрд.грн.) балансовой стоимости, а протяженность дорог с незавершенным строительством - в 1,9 раза.

Обеспеченность Украина автодорогами позорно низка - лишь 280,8 км на 1000 кв. км территории. Например в Белоруссии (337 км на 1000 кв.км), не говоря о странах Евросоюза, где в среднем на 1000 кв. км приходится 906 км автомагистралей. На начало 2010 года в Украине протяженность автомобильных дорог общего пользования составила 169,5 тыс. км. Существующая на сегодня их сеть по категориям не способна обеспечить безопасность при высокой интенсивности движения, которая за последние годы выросла в среднем на 20 процентов. Автомобильные дороги I категории составляют лишь 1,5 проц. дорог общего пользования.

"Главная причина не в деньгах, или в их недостаточности, а как их используют. Необходимо коренным образом менять сам механизм направления и использования финансовых ресурсов, - отметил на Коллегии Председатель Счетной палаты Валентин Симоненко. - Несмотря на то, что "Укравтодор" для Госбюджета остается одной из наиболее затратных статей, очевидна тенденция к снижению эффективности в отрасли и отдачи от финансовых вложений в нее. На сегодня смысл существования "Укравтодора", как видно из материалов аудита - не капитальный ремонт автодорог и создание новых магистралей, а сведение дебета и кредита."


Вернуться назад