Главная > Политика / Новости Луганска > Польша — системный путь в ЕС без хаоса

Польша — системный путь в ЕС без хаоса


28-03-2015, 22:48.

10 лет назад Польша стала полноправным членом Европейского союза. Нельзя сказать, что этот путь был простым, но, благодаря поддержке общественных организаций, четкому курсу правительства и системной работе всех  государственных структур, этот путь был пройден всего за 15 лет, прошедших с момента развала коммунистического лагеря в странах Восточной Европы и первых демократичных выборов в стране. Главную роль в подготовке Соглашения об Ассоциации и, немного позднее, вступления в ЕС сыграли две институции — Европейский колледж, в котором готовились кадры и Комитет европейской интеграции, координировавший все этапы изменений в стране.

Как рассказал бывший секретарь Комитета ассоциации с ЕС и координатор европейской политики пан Марек Табор, работа по подготовке вступления Польши в ЕС началась в 1990 году — именно тогда появились первые организации по подготовке Соглашения об ассоциации.

Во всех министерствах и ведомствах Польши были созданы отделы евроинтеграции, которые координировались правительством  и готовили все изменения в масштабах государства.

Но в то время нельзя было сказать, что работа была системной и слаженной -  на  начальном этапе подготовки соглашения об Ассоциации Польши с ЕС существовали проблемы взаимодействия между экспертами разных министерствах, в первую очередь вызванные отсутствием доверия. 

Польский план евроинтеграции насчитывал 600 страниц, и разработкой этого плана занимались не чиновники, а эксперты, которые готовили и согласовывали изменения в профильных министерствах.

После небольшого периода, в течении которого эксперты учились доверять и сотрудничать друг с другом, работа по подготовке Соглашения значительно ускорилась - при взаимодействии экспертов удавалось избегать многих бюрократических формальностей.

По словам Марека Табора,  всего несколько процентов изменений в Соглашение об Ассоциации утверждались руководителями ведомств, а не экспертами. Благодаря качественной подготовительной работе на экспертном уровне Кабинет Министров в итоге получал полностью согласованные изменения. 

Кроме того, курс на Евроинтеграцию был официальной программой правительства Польши, и не менялся в результате смены Премьер-министра или Кабмина. Стабильность сыграла большую роль и при подготовке к членству в ЕС — экспертам не приходилось бросать свою работу, а потом начинать всю подготовку заново и значительно облегчила поиск средств в ЕС для гармонизации законодательства Польши. 

Кадры решают все

Ева Оснецкая-Танецкая - вице-директор Европейского колледжа в Польше:

Без людей ничего нельзя сделать, а без организации ничего не может существовать. Для Польши было очень важно осознание необходимости создания новых институций. И эти организации создавались параллельно с государственной администрацией, которая также создавалась с нуля. 

Новшества вводились и в учебных заведениях - создавались кафедры управления и  кафедры европеистики. 

По мнению Евы Оснецкой-Танецкой, в столь серьезном деле как евроинтеграция,  неправительственные организации это хорошо, но государственные организации намного лучше. 

Поэтому польским правительством и общественными организациями в 1991 году было принято решение о создании Европейского колледжа и, как показала история, это решение было не напрасным. 

В 2004 году, когда Польша стала членом ЕС и возникла необходимость представлять интересы страны в структурах Евросоюза,  в стране уже были  специалисты, подготовленные и разбирающиеся в законодательстве. Сейчас в этом колледже учится 120 человек со всей Европы и Украины.  

Украинские выпускники колледжа в 2012 году создали свою ассоциацию и активно работают в Киеве в рамках своей компетенции пытаясь предлагать свои знания украинским органам власти. К сожалению, пока украинская власть не сильно заинтересована в квалифицированных экспертах.

По мнению пани Евы, гармонизация украинского законодательства с европейским не может быть эффективной без создания соответствующих институтов, которые будут готовить изменения. И это сейчас является главной проблемой для Украины - вопреки декларациям  государство очень неохотно принимает помощь экспертов и не готово к созданию и финансированию институций для подготовки изменений

Как показывает польский опыт, изменение законодательства и работа органов власти остается всего лишь технической стороной евроинтеграции. Главный вопрос это то, как относятся жители государства к перспективе вступления в ЕС. 

Информационная кампания

Пани Кострович - генеральный директор Комитета европейской интеграции - главной структуры польского правительства, которая занималась евроинтеграцией:

В Польше основной кампанией по  информированию населения о преимуществах и недостатках евроинтеграции на начальном этапе занимался Комитет Евроинтеграции, но за 2 года до проведения референдума о вступлении в ЕС, основную часть работы взял на себя Кабинет Министров.

Подготовка к вступлению в Европейский союз  началась в 1997 году, после того, как Польшу признали кандидатом в члены ЕС.

Всего за 6 месяцев был создан Совет по вопросам информационной стратегии, в состав которого входили  представители государственных органов власти, Академии наук, Комитета по телевидению и радовещанию и неправительственных фондов,  игравший роль постоянного форума, который информировал поляков о евроинтеграции.

Правительство и Комитет Евроинтеграции достаточно серьезно относилось к совету и постоянно содействовали деятельности экспертов и журналистов и предоставляли всю информацию, необходимую для кампании.

Кроме того, департаментом Комитета Евроинтеграции за полтора года была разработана детальная программа информирования населения о евроинтеграции, позднее утвержденная правительством и ставшая обязательной для реализации во всех министерствах и ведомствах.

Важным элементом этой программы стало вовлечение в кампанию евроинтеграции  различных слоев населения. Основной упор делался на учителей и журналистов.

По мнению єкспертов, именно учителя формируют позитивное видение Европейского союза среди молодежи и родителей. А от журналистов зависит оперативность информирования людей о перспективах.

Сколько стоит информация?

Финансировалась программа Управлением евроинтеграции на конкурсной основе - самым интересным идеям и проектам выделялись гранты.

С 1997 по 2001 год на информационую кампанию ЕС выделял 1 миллион евро в год и в 2002-2003 годах - по 4 миллиона. 

Кроме того некоторые страны ЕС пополняли фонд за счет своих средств. Деньги поступали в специальный фонд и правительство или правительственные структуры могли использовать часть этих средств для со-финансирования своих проектов и мероприятий.

Финальная часть  информирования населения продолжалась полтора года и отличалась массированной информационной кампанией не только о положительных, но и об отрицательных моментах, которые ожидают поляков после вступления в ЕС. 

Правительство Польши считало, что граждане должны знать не только о хорошей стороне, но и о трудностях, которые возникнут если Польша станет членом ЕС.

Кроме того, одной из проблем было обеспечение явки людей на выборы - референдум о вступлении Польши в ЕС мог быть объявлен недействительным при явке  менее 50%. 

Впрочем, кампания была проведена не зря — в результате качественного планирования, усилий правительства, общественных организаций и системного подхода к кампании по информированию населения на референдуме о вступлении Польши в ЕС «Да» сказали 68% от принявших участие.

1 мая 2004 года Польша стала полноправным членом ЕС, но на этом работа институций не завершилась — сейчас в Польше готовят специалистов для работы с фондами ЕС, обучают специалистов для содружества и помогают украинцам в проведении реформ в рамках Соглашения об ассоциации. 

К сожалению, эта помощь не всегда принимается с благодарностью и польские политики с грустью отмечают тот факт, что иногда возникает ощущения навязанных реформ — как будто они больше нужны ЕС чем украинцам.

 

Материал подготовлен благодаря поддержке Польского Фонда Международной Солидарности в рамках визита журналистов восточных областей Украины в Республику Польша.

Даниил Агеев


Вернуться назад