Главная > Политика / Новости Луганска > Судебная реформа в Украине без изменения Конституции обречена на провал

Судебная реформа в Украине без изменения Конституции обречена на провал


19-03-2015, 11:15.

Несмотря на то, что Украина прочно стала на путь реформирования всех сфер государственного управления, до сих пор в нашей стране не принята в полном объеме одна из самых необходимых реформ — судебная. 

С одной стороны мы видим, что все ветви власти в Украине согласны на изменение судоустройства, но с другой  - политические силы не хотят терять контроль над судьями.

Но обеспечения по-настоящему справедливого и независимого правосудия судьба реформ и изменений нашего общества и государства может быть намного  сложнее.

Как сейчас:

Судебная реформа в Украине без изменения Конституции обречена на провал

Недоверие общества

Сложившаяся ситуация, когда судебная ветвь власти полностью зависима не только от законодательной, но и исполнительной   вызывает глубокое разочарование в обществе. Согласно опросам уровень доверия судам составляет около 14%. Справедливости ради стоит отметить, что уровень доверия среди тех, кто непосредственно столкнулся с украинскими судами выше — до 40%.

Добавляет «масла в огонь» полная неприкосновенность и практическая безнаказанность судей. 

Попытки взять судей под контроль

В Украине первый раз судья назначается Президентом Украины, а назначение судьей бессрочно находится в компетенции Верховной Рады. Высший совет юстиции практически не принимает участия в этом процессе (за исключением набора кандидатов и постановки в кадровый резерв).

Но высшими государственными органами попытки влияния на судей не исчерпываются. Также руководители местных органов власти желают влиять на судейский корпус. Помогает им в этом недостаточное финансирование. И от местных органов власти зависит в каком помещении и с каким техническим оснащением будут работать судьи и кого из них обеспечат жильем в первую очередь.

Финансы

Сейчас судьи в Украине полностью лишены участия в подготовке бюджета судов и, соответственно полностью зависимы от Верховной рады и органов местного самоуправления. 

В итоге о какой справедливости может идти речь если в 2012 году судебная система Украины была профинансирована на 3,8 млрд грн. что составляет 38,6% от бюджетного запроса; в 2013 — 4,3 (46,8%); в 2014  - 4,57  (46,4%).

Что же делать?

По мнению экспертов независимый, честный и справедливый суд является основой для построения демократической политической системы и конкурентной рыночной экономики.

Сами судьи считают, что первоочередной задачей судебной реформы должно быть устранение политического влияния президента и парламента.  

Для реформы судоустройства  в Украине необходимо полностью исключить участие Верховной Рады Украины, Президента Украины и органов исполнительной власти в процессах назначения, перевода,  привлечения к дисциплинарной ответственности и увольнения судей.

Также эксперты рекомендуют предусмотреть принцип несменяемости судей и назначения судей на должность бессрочно, отказавшись таким образом от процедуры первого назначения на пятилетний срок.

Особое внимание стоит уделить и качеству подготовки - установить только конкурсные основы отбора судей, их перевод в другие, в том числе высшего уровня, судов, на основе прозрачных и объективных критериев и процедур.

Закрепление ключевой роли собрания судей в процедуре назначения судей на административные должности и  усиление юридической, в том числе уголовной, ответственности за незаконное влияние на судей любым способом позволит избавиться от  «телефонного права».

Что предлагают:

Судебная реформа в Украине без изменения Конституции обречена на провал

В январе Верховная Рада приняла за основу два законопроекта о реформировании судебной системы.

Законопроект президента Петра Порошенко №1656 "Об обеспечении права на справедливый суд" в первом чтении поддержали 288 депутатов при минимально необходимых 226. Во втором — 251.

Президентский  законопроект предусматривает введение аттестации судей, по результатам которой им будет присваиваться один из пяти квалификационных классов и от независимого оценивания профессионального уровня судьи будет зависеть его дальнейшая карьера.

Также законопроектом расширяется список оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Кроме того, планируется ввести назначение членов Высшего совета юстиции на конкурсной основе, но при этом сократить срок их полномочий с 6 до 4 лет и запретить совмещение этой должности с другими видами деятельности, в том числе с депутатской.

К сожалению, этот законопроект  игнорирует не только самые главные проблемы — зависимость назначения  судей от Президента и Верховной Рады и отсутствие гарантий финансирования судов, но и многие другие. 

Справедливости ради стоит отметить, что  не все изменения зависят от авторов законопроекта - рекомендации Совета Европы по судебной реформе затрагивают не только один закон. Многие  пункты предложений требуют внесения изменений в Конституцию. А это, несмотря на про-европейскую коалицию  в Верховной Раде, достаточно сложная процедура.

При этом главная сложность  судебной реформы в Украине заключается в том, что для изменений   необходима политическая воля Президента и Верховной рады. Только тогда в нашей стране появится справедливый и независимый суд.


Вернуться назад