Главная > Заметки > Обнаружена еще одна предположительная причина авиакатастрофы под Ярославлем

Обнаружена еще одна предположительная причина авиакатастрофы под Ярославлем


14-09-2011, 08:27.

Причина авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем, унесшей жизни 44 человек, установлена: самолет взлетал с невыключенным стояночным тормозом.

Об этом заявил газете «Московский комсомолец» источник в авиапроме, близкий к расследованию, заявляет Главред.

Как утверждает источник, комиссия установила, что к трагедии привела грубая ошибка пилотов – самолет взлетал на «ручнике».

Стояночный тормоз самолета является аналогом ручного тормоза в автомобиле и используется только во время стоянки. Хотя воздушное судно, находясь на стояночном тормозе, может тронуться с места и проехать какое-то расстояние, мощности двигателя для полноценного разгона и взлета в таком состоянии не хватает.

Напомним, 7 сентября под Ярославлем при взлете в аэропорту Туношна зацепился за антенну и разбился самолет Як-42 . На его борту находилась местная хоккейная команда «Локомотив», которая летела в Минск на матч с «Динамо».

В катастрофе погибли 44 человека, среди них - трое украинцев - хоккеисты Виталий Аникеенко, Даниил Собченко и Александр Вьюхин. Двое из них, Виталий Аникеенко и Даниил Собченко, 10 сентября были похоронены в Киеве.

По данным источника, из расшифровки «черных ящиков» Як-42 выяснилось, что перед взлетом командир воздушного судна Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, объяснив решение плохим самочувствием.

При этом за отключение стояночного тормоза отвечает именно командир самолета.

Источник не исключает, что когда Як-42 начал разгон, пилоты наконец заметили, что взлетают на «ручнике», и отключили его, однако было уже слишком поздно. Экипаж мог решить продолжать взлет, понадеявшись на большой запас ВПП – самолет стартовал с половины полосы.

Возможно, прояснить ситуацию поможет следствию выживший в катастрофе бортинженер Александр Сизов. Он мог видеть, что происходило со стояночным тормозом.

Пока с Сизовым, проходящим лечение в НИИ скорой помощи имени Склифосовского, следователям не разрешают общаться врачи.

Летчик-испытатель Сергей Кнышов заявил газете, что ему с трудом верится в версию взлета на «ручнике», потому что такое не заметить невозможно. Хотя если командиру стало плохо во время полета, и руководил взлетом второй пилот, могло произойти и такое, отметил эксперт.

По словам Кнышова, при нынешнем уровне обучения и ужасающей ситуации в российской авиации в целом, второй пилот – «это практически ноль».

Стоит отметить, что в Росавиации экипаж разбившегося самолета считают достаточно опытным. Командир Андрей Соломенцев до гибели налетал 6900 часов, из них 1600 - на Як-42. Второй пилот Игорь Жевелов летал на Як-42 400 часов, причем общий налет у него составлял 13 тысяч часов.

Другой летчик-испытатель Александр Акименков заявил, что проблемы в тормозной системе вряд ли могли привести к катастрофе. По словам эксперта, если бы пилоты не сняли самолет со стояночного тормоза, у него отвалились бы колеса и он бы не взлетел.

«Если тормоза не работали, то на взлет это никак бы не повлияло, имело значение только при посадке», - пояснил летчик.

Официальное заключение о причинах катастрофы может быть подготовлено уже в среду, 14 сентября. В минувший понедельник председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина на совещании в правительстве сообщила о промежуточных итогах расследования крушения Як-42.

По мнению специалистов, самолет при взлете был полностью исправным. Двигатели работали до момента столкновения с препятствиями, перед взлетом стабилизатор и закрылки были в положении взлета.

«Разовых команд, свидетельствующих об отказах авиатехники, на записи параметрического самописца пока не выявлено», - заявила председатель МАК.

По мнению источника газеты, скорее всего комиссия МАК из этических соображений предпочтет не возлагать вину на экипаж.


Вернуться назад