Главная > Новости Луганска > Выборы в Луганской области: доказать что ты есть в списках можно будет только через суд

Выборы в Луганской области: доказать что ты есть в списках можно будет только через суд


17-09-2010, 12:40.

Чуть больше полгода назад представители одной из политических сил резко возражали во время семинаров, проводившихся для членов участковых комиссий, когда мы рекомендовали в день голосования избирателей, по ошибке не включенных в список, направлять в суд. Главный аргумент возражавших - зачем гонять стариков по судам. 

И вот теперь в новом законе о местных выборах, принятом по настоянию той же политической силы, норма, которую мы раньше рекомендовали применять, выписана категорично (часть вторая статьи 33): «В день голосования изменения и уточнения в избирательный список вносятся исключительно на основании решения суда».

На наш взгляд, это правильно. Более того, из компетенции участковых комиссий вообще следовало бы исключить принятие каких-либо решений об включении или исключении избирателей из списков. Ведь для этого существует специальная государственная служба – орган ведения госреестра избирателей. А если гражданин не согласен с действиями чиновников из этого отдела, то рассудить их может суд.

Но подобное изменение закона - дело будущего. Пока же участковая комиссия может принимать решение о включении избирателя в список в любой день, кроме дня голосования. И если 31 октября избиратель придет на участок, и здесь обнаружится, что его фамилии в списке нет, то ему придется обращаться в суд. Другим способом реализовать свое право на участие в голосовании он не сможет.

Можно понять, что для жителей отдаленных от райцентра сел, или для жителей шахтерских поселков, входящих в состав таких  городов, как Первомайск, Красный Луч или Антрацит, необходимость обращения в суд в день голосования может стать проблемой. Далековато, да и транспорт ходит в основном утром. Значит ли это, что закон надо игнорировать? Нет, конечно! Но надо заранее продумать меры, которые могут помочь избирателям. Самое простое (хотя и недешевое), что можно сделать - организовать подвоз избирателей в суд и назад. Понятно, что в бюджете участковой комиссии средств на это нет, но сделать это могут органы местной власти,  партии или кандидаты.

Впрочем, чтобы потребность гонять людей по судам в день голосования не возникала вовсе, надо хорошо выполнить те предусмотренные законом процедуры, которые позволяют своевременно выявить  и устранить ошибки в списках избирателей. И лучшая для этих процедур -  надлежащее реагирование избирателя на именное приглашение, разноска которого предусмотрена частью второй статьи 31 Закона. Вот только хорошо бы еще донести до всех избирателей две связанные мысли:

1.    Если приглашение до 21 октября не получено, то надо обязательно сходить на избирательный участок и ознакомиться со списком избирателей.

2.    Если этого не сделать, то весьма вероятно, что 31 октября придется обращаться уже в суд.

А вот если именное приглашение на выборы вы получили, и вся информация в нем правильная,  то можно не беспокоиться самому, и не беспокоить избирательную комиссию. В списке такой избиратель почти наверняка есть.

В целом порядок же формирования и уточнения списков по новому закону не отличается существенно от того, который применялся на Президентских выборах этого года. Существуют списки предварительные и списки уточненные, причем и те, и другие изготавливает орган ведения государственного реестра избирателей. Вот только сроки их изготовления и форма их – разные.

Предварительные списки не позднее 17 октября должны быть переданы на избирательные участки.  А потому начиная с 18 октября с ними помещении избирательного участка может ознакомиться любой избиратель (часть 1 статьи 31 Закона).

Назначение этого списка – сугубо информационное, дабы дать возможность избирателям проверить, включены ли они в список, и правильно ли указана информация о них. При этом в сам предварительный  список никакие исправления не вносятся. Да в том, собственно, и смысла нет, ведь голосовать 31 октября мы будем по совсем другим спискам. Внесение же изменений производится следующим образом.

Обнаружив ошибку, избиратель в соответствии с частью третьей статьи 31 Закона может обратиться в участковую комиссию, орган введения госреестра или в суд по месту жительства с заявлением об уточнении предварительного списка, в том числе:

- о включении в список себя или других лиц;

- об исключении из списка себя или других лиц, если они включены в список неправомерно;

- о внесении отметки НСП (не здатний самостійно пересуватися);

- об исключении отметки НСП.

Заметим, что в части третьей статьи 31 Закона приведен исчерпывающий перечень обстоятельств, по которым избиратели обращаются с заявлением в участковую комиссию. И если человек хочет исправить неверно записанные фамилию, имя или отчество, год рождения или адрес проживания – надо обращаться не в участковую комиссию, а в орган ведения госреестра.

Заявление об уточнении предварительного списка в участковую комиссию можно будет подать не позднее, чем за два дня до дня голосования (часть пятая статьи 31). Таким образом после 28 октября пожаловаться на не включение в список избиратель сможет только в суд.

Участковая комиссия обязана рассмотреть подобное заявление (поданное не позднее 28 октября) в течение одного дня, и уже на следующий дать заявителю копию решения. Согласно которого избирателя либо включат в список, либо откажут в этом. Еще одна копия решения передается в орган ведения реестра, и на основании его вносятся изменения в персональные данные избирателя.

Это и есть вторая главная задача предварительных списков – уточнить данные госреестра избирателей.

После подобного уточнение данных орган ведения госреестра не позднее 27 октября изготавливает уточненные списки. В отличии от предварительного списка, в нем имеются графы для подписей избирателей за полученные бюллетени.

Законом предусмотрено, что в уточненный список могут вноситься изменения и уточнения, но только председателем участковой комиссии, его заместителем или секретарем комиссии. Основанием для этого является:

- решение участковой комиссии, принятое после получения уточненных списков;

- уведомление органов ведения госреестра, касающееся, как правило, исключение кратных включений в список;

- постановление суда.

Наконец, как и на прошлых выборах, неправильности и описки в списке, в том числе в написании фамилии, имени и отчества, года рождения и места проживания, в день голосования (и только в день голосования) могут вносится в список председателем, заместителем председателя или секретарем участковой комиссии, никакого решения для этого не нужно.

Тем не менее, уточняйте свои данные в списке и затем голосуйте без проблем.

Алексей Светиков

Луганское отделение КИУ


Вернуться назад