Главная > Новости Луганска / Мнение луганчан > Польский опыт: Эффективный мэр привлекает инвестиции, а не разбрасывается обещаниями

Польский опыт: Эффективный мэр привлекает инвестиции, а не разбрасывается обещаниями


10-06-2015, 09:05.

Пережившая кризис и нищету в начале 90-х, Польша не просто смогла выжить, но и развить экономику до 4 места в ЕС. По мнению поляков все просто - больше эффективной работы и меньше популизма в политике.

Первая большая реформа в Польше была проведена после принятия закона о Местном самоуправлении. Эта реформа вернула власть на местах в первый уровень местного самоуправления — в гмины (ближайшим аналогом в Украине можно считать район).

Польское правительство тратит средства ЕС в основном на развитие регионов. Большая территория и структура регионов Польши во многом схожа с Украиной - такое же разделение на промышленные и сельскохозяйственные регионы. 

Павел Прокоп, советник мэра Люблина:

Еще недавно это было одно из самых отсталых воеводств Польши, но все изменилось с приходом европейских инвестиций и эффективного менеджмента в управлении городом. В 2014 году бюджет Люблина составил 1,8 миллиарда евро. Также эффективный менеджмент позволил получить значительные средства и всему воеводству: Люблинское воеводство получило в 2007-2013 году субвенций на 1,7 миллиарда долларов - это был так называемый «бюджет выравнивания», а в 2014-2020 году получит 2,5 миллиарда евро инвестиций на развитие в рамках так называемого «бюджета развития».

В Польше эффективный мэр это тот, кто умеет привлекать деньги в город. Кроме того, нынешний мэр умеет эффективно привлекать жителей города к разработке стратегии -  жители города и являются настоящими авторами программ развития Люблина. 

В прошлом году общественный бюджет Люблина получил 10 млн, а в 2015 - 20 миллионов. Как это работает? Инициативная группа не менее чем из 20 человек подает проект в мэрию. И затем общественный совет проверяет - соответствует ли этот проект нормам законодательства и подпадает ли под юрисдикцию громады. В результате проекты, которые набирают необходимое количество голосов являются обязательными для реализацией мэрии. 

Подобное сотрудничество власти с гражданами позволило Польше за 25 лет добиться гигантских успехов в развитии экономики и инфраструктуры. 

Когда построен новый микрорайон, расположение дорожек можно определить двумя способами - или сразу положить дорожки, или засеять все травой и через год-два будет видно где ходят люди и потом там прокладывать дорожки.

С 2004 года в польской власти начали использоваться модели менеджмента. Органы администрации начали получать международные сертификаты качества и тогда же появились средства Евросоюза, которые ускорили модернизацию.

В настоящее время даже этой модели стало не хватать и начала внедрятся система общественной партиципации - именно в партнерстве с жителями власть может достичь по настоящему эффективного управления и развития.

Тем не менее проблемы развития польского общества во многом похожи на украинские  - несмотря на то, что власть полностью открыта для граждан (особенно на местах), наблюдается низкий уровень доверия и к власти и друг к другу. Всего 14% поляков доверяют кому-то кроме членов семьи. Для сравнения - в скандинавских странах этот показатель достигает 90%.

Поляков (как и украинцев) очень тяжело убедить  принять участие в акциях или общественных слушаниях. 

Люди не доверяют власти и считают, что их приглашают «для галочки», но работа идет. Поначалу на подобные встречи приходило мало людей, но после первых успешных примеров, после того как люди увидели что могут участвовать в дискуссии, донести свое мнение до власти и решения, которые появляются после подобных встреч выполняются, то начали верить.

Почему работает в Польше? Первой настоящей реформой, которую провели поляки была реформа местного самоуправления. Бюджет в стране делается снизу, а не из центра. Во-вторых в Польше не было олигархической модели управления. В Польше есть богатые люди, но они не действуют в связке с чиновниками для увеличения капитала. Также в Польше была проведена полная приватизация. Не обошлось без злоупотреблений, но это были одиночные случаи.

И в третьих - приоритетом всех партий в стране была идея вступления Польши в ЕС и НАТО.

Ну и само с собой - последовательная борьба с коррупцией. Польше удалось побороть коррупцию и в полиции, и в администрациях. 20 лет в стране осуществлялись последовательные изменения. С одной стороны это изменения законодательства, с другой - ментальные изменения в отношении к взяточничеству, без которых  законы не будут работать.

Может ли Украина достичь столь высокого уровня развития и стать членом ЕС? В нашей стране, где все еще процветает олигархическая модель управления, есть все возможности и ресурсы для этого. Достаточно лишь начать системные изменения и провести настоящие, а не выборочные реформы. В Украине есть возможность, но наблюдаются проблемы с желанием. 

Даниил Агеев


Вернуться назад