Главная > Новости Луганска > Польский опыт: Реформа местного самоуправления должна нести не только ответственность, но и власть

Польский опыт: Реформа местного самоуправления должна нести не только ответственность, но и власть


12-06-2015, 09:41.

Реформа местного самоуправления в Украине во многом похожа на изменения в Польше - сравнимые размеры территории и структуры регионов, разделение на  промышленные и сельскохозяйственные районы позволяют использовать польский опыт реформ местного самоуправления и не повторять ошибочные решения. Правда полякам для основных изменений потребовалось всего 6 месяцев, и 20 лет совершенствования, а в нашей стране все происходит не настолько быстро. в 2015 году ситуация сдвинулась с «мертвой точки», но говорить о изменениях еще рано - из 27 областей Украины план перспективного объединения районов готов лишь в 14.

Как это работает в Польше

Первая большая реформа в Польше была проведена после принятия закона о Местном самоуправлении еще в начале 90-х годов. И именно эта реформа стала краеугольным камнем развития страны на 20 лет вперед.

Реформа местного самоуправления состояла из двух основных этапов – в 1990 году был создан основной уровень местного самоуправления – гмины, а в 1998 г. – повяты и воеводства. Всего в рамках реформы было ликвидировано 49  воеводств вместо них создано 16,  созданы повяты - 314 (райцентры)  и 2479 гмин (сельсоветов). 

Уровни власти:

  • Центральный уровень - правительственная администрация имеет свое представительство на уровне Воеводства.
  • Воевода - представитель правительства назначаемый премьер-министром.
  • На этом уровне также работает самоуправление воеводств и его глава Маршалек
  • Повят и Гмин - только местное самоуправление.

Главным механизмом, вошедшим в основу разделения компетенций, является принцип субсидиарности, согласно которому задачи должны выполняться на наиболее низком возможном уровне (как можно ближе к конкретному человеку), а передаваться на вышестоящие уровни власти только в том случае, если нижестоящие уровни не могут с нею справиться.

В ходе реформы гмины получили возможность выбирать местную власть, а власть получила возможность управлять дорогами, коммунальным хозяйством. 

Что характерно - в отличии от украинской модели, функции и уровни ответственности местного самоуправления не пресекаются и вышестоящие органы не могут влиять на нижестоящие. Воеводство не может влиять на гмину и повят, а повят - на гмину.

Несмотря на подписанное соглашение об Ассоциации с ЕС региональная политика Польши была очень централизована -  направление инвестиций определялось исключительно в Варшаве и в то время впервые начали использовать фонды ЕС. И здесь мы снова видим важное отличие от Украины - постоянное совершенствование законов и изменение прав органов местного самоуправления.

В 2000-2004 годах региональную политику Польши определяли 3 фактора:

Перспектива членства в ЕС - региональные программы

Продолжение реформы самоуправления - сейчас в Польше ведется дискуссия об упразднении повятов, как лишнего уровня. 

Откуда деньги?

В результате реформ местное самоуправление получило не только ответственность, но и власть, а воеводства получили права для регионального развития и сотрудничества с ЕС.

Эти изменения дали возможность  местному самоуправлению на уровне Воеводств использовать средства Евросоюза для выполнения программ развития регионов. Воеводство не только отвечает за выполнение программы, но и контролирует выделенные средства.

Матына Ольческа, Координатор использования фондов ЕС:

До вступления в ЕС Польша получила от различных фондов примерно 5,7 миллиардов евро. В основном эти  средства  использовались в трех программах:

  • Развитие бизнеса и предпринимательства
  • Развитие инфраструктуры (транспорт и окружающая среда)
  • Развитие сельского хозяйства до среднего уровня ЕС

Именно эти программы, направленные на развитие инфраструктуры страны, помогли поднять уровень жизни поляков до  уровня жизни стран ЕС. 

В 2004 году мы приняли закон про национальный план развития, который был необходим для выполнения политики выравнивания регионов. И уже в 2011 году ВВП составляло 64% от общеевропейского.

Кром этого, Польша является одной из немногих стран ЕС, где после вступления в союз уровень безработицы не вырос, а упал почти в 2 раза - с 20% до 11%.

Вступление Польши, в ЕС пришлось на середину выполнения бюджета Европейского содружества. Поэтому в первые 2 года (2004-2006) страна получила всего 14,2 млрд Евро.

В 2007-2013 году было выделено 67,5 миллиардов евро. За эти годы было реализовано примерно 100 000 местных проектов.

На 2014-2020 году из бюджета ЕС Польша получит более 100 миллиардов евро.

В тоже время, по словам чиновников Министерства инфраструктуры и развития, помощь ЕС в Польше используют не только на коммунальные нужды, или выравнивание уровня жизни. Польша также тратит значительные средства и на развитие производств. Из самых успешных программ 2007-2013 можно отметить создание лаборатории исследования материалов для авиационного производства. Стоимость этого проекта, ставшего своеобразным центром науки, составила 40 млн злотых, но вокруг этого производства образовалась своеобразная «самолетостроительная долина». Теперь в этом регионе производятся турбины для реактивных самолетов, а студенты технических вузов имеют прекрасную базу для практики.

Все это стало возможно благодаря четкой стратегии и законодательству, гармонизированному с законодательством ЕС. В настоящее время Польше имеет 9 четких стратегий вместо нескольких сотен разных документов, абсолютно не связанных между собой и часто противоречащих законодательству ЕС.

Что дальше?

В 2014-2020 году Польша от ЕС получит 119,5 миллиардов евро. Из них сельские районы и агропроизводители получат 32 миллиарда евро, а политика выравнивания 82,5.

В рамках политики выравнивания определено 20 направлений, в которые будут вкладывать деньги.

Все эти средства будут расходоваться на основании партнерского договора с ЕС.

Региональные программы воеводств получат финансирование в сумме на 31 миллиард евро и в среднем на выполнение  региональных проектов каждое воеводство получит 2 миллиарда евро.

Основные цели проектов: 

  • Эффективное использование энергоресурсов, транспортная сеть, культурное развитие.
  • Инновационная экономика, занятость населения.
  • Инфраструктура и окружающая среда - на ее выполнение выделяется 27 млрд
  • Культурное развитие - 8 миллиардов
  • Образовательные программы - 4,7 миллиарда
  • Польша цифровая - 2,1 миллиарда евро

Программа развития  инфраструктуры и охраны окружающей среды -  самая крупная программа Польши, включающая в себя также медицинскую инфраструктуру, культурное наследие, энергетические системы, исследования и сотрудничество бизнеса и науки, развитие финансовых инструментов.

Знания и развитие - программа направлена на самоопределение молодежи на рынке труда и снижение безработицы.

Цифровая Польша - доступ к широкополосному интернету, открытость публичной информации

Польша восточная - приграничные бизнес проекты, развитие железных и автомобильных дорог.

Может ли Украина повторить путь Польши? Не уверен. Несмотря на сходство наших стран есть и различия - плотность населения, количество сельских районов и структуры промышленности требуют поиска своих, уникальных механизмов для решения проблем децентрализации власти и реформ. Наша страна получает огромную техническую и финансовую поддержку Евросоюза и мы получили уникальный шанс стать еще одним членом ЕС. Осталось проявить политическую волю и начать радикальные изменения.


Вернуться назад