Главная > Новости Луганска / Главное > Культурная инициатива не имеет смысла там, где появляется автомат Калашникова

Культурная инициатива не имеет смысла там, где появляется автомат Калашникова


19-05-2014, 12:06.

Культурная инициатива не имеет смысла там, где появляется автомат КалашниковаНа международной конференции «Мыслить с Украиной» («Ukraine:Thinking Together»), проходившей в Киеве 16-19 мая, Восток Украины представляли писатель Сергей Жадан и писатель-публицист, историк Константин Скоркин.

Во время дискуссии на тему «Как Майдан изменил культуру» они с разных сторон посмотрели на понятие культуры в контексте украинской революции.

Писатель Сергей Жадан говорил о культуре как о сфере деятельности украинцев, и считает, что Майдан не изменил культуру как таковую, а изменил осознание украинцами ее роли и значимости. «Для меня события этой зимы и весны – свидетельство поражения культуры», - говорит Сергей Жадан. Он также считает, что Украинская революция показала, что с помощью культурных инициатив нельзя ничего изменить. «Все начиналось как большая культурная акция, очень похоже на 2004 год. Где-то до середины января были бесконечные концерты, выступления артистов, флеш-мобы, культурные акции, и именно за счет конструктивной культурной составляющей люди пытались доказать свою правоту. Но скоро стало понятно, что такие мероприятия не являются достаточно убедительными, и когда речь идет о серьезных политических изменениях, культура оказывается абсолютно беспомощной и беззащитной», - считает Сергей Жадан, - « невозможно переубедить оппонента с помощью слова, потому - что оппонент просто не слушает…Культурная инициатива не имеет смысла там, где появляется автомат Калашникова…а свою правоту нужно не только доказать, но и отстоять».

Тем не менее писатель считает, что украинцам необходимо искать взаимопонимание и пытаться вести диалог: «Те вещи, которые еще полгода назад нам всем казались очевидными, простыми и понятными, на самом сейчас оказались непонятными и очень непростыми…Майдан показал, на каком уровне сейчас находится культура - она ничего не решает, а лишь является вспомогательным фактором. Мы все обращались к своим культурным источникам, но это ничего не поменяло. Когда ты находишься на Донбассе, то становится понятно, что флаги и символика, которыми завешан Киев, там воспринимаются иначе»

Константин Скоркин говорил об украинской революции как о конфликте разных культур – советской и европейской. «О том, изменил ли Майдан культуру, мы сможем судить позже, но социокультурная среда страны подверглась явным изменениям», - говорит Константин. Он считает, что негативное отношение сепаратистов восточных областей к Украине можно объяснить достаточно просто: «До 2014 года мы жили в модернизированной УССР, соответственно советский менталитет сосуществовал с островками европейской культуры. «Современная УССР» рухнула вместе с режимом Януковича, который пытался сохранить этот вид культуры общества», - говорит Константин. Последствия такого культурного переворота историк оценивает, как положительные, однако говорит и о трудностях, сопряженных с ними: « С одной стороны это очень здорово, мы наконец-то начинаем приходить в себя от совка, который отравлял культурную сферу все эти годы. С другой стороны, так называемые советские «духовные скрепы» сдерживают страну – это можно видеть на примере таких регионов, как Крым и Донбасс. Эти регионы не знают, как жить в другой Украине. Они понимают, что такое УССР, но что такое Европейская Украина - они категорически отказываются понимать». Константин Скоркин также сделал акцент на том, что сепаратистское движение и «массовые истерики» на Донбассе – это свидетельство того, что изменения действительно произошли.

Этнического конфликта русских и украинцев в том, что происходит на Донбассе, Константин не видит: «Это не вражда русских и украинцев, это вражда советских и несоветских людей». Опасность данного процесса, по его мнению, для европейской Украины заключается в варваризации, резком росте ксенофобии, нетерпимости, разделения на «своих» и «чужих»: «От сепаратистов, желающих сберечь свой советский рай, эти настроения передаются и другой стороне, и все чаще можно слышать разговоры о том, что проблемные регионы нужно отрезать и без них присоединяться к Европе», - говорит Константин Скоркин.

Говоря об Украине в контексте Европы, Константин отметил, что она не до конца осознала себя европейской страной: «Если процесс деления и дробления страны окажется затяжным, у Европы может появиться соблазн отгородиться от варваризованной территории». Предупредить такое развитие событий, как считает Константин, можно заручившись европейской поддержкой: «Нам нужно беспрерывно чувствовать поддержку Европы, так как мы только начинаем становиться европейской страной, особенно важна такая поддержка в проблемных регионах, таких как Луганске, где под гнетом сепаратистского движения есть угроза полного разрушения существующего тонкого слоя европейской культуры и культуры вообще».

Людмила Ермилова

 


Вернуться назад