Главная > Мнение луганчан > Луганский транспорт: вместо революции - программа развития

Луганский транспорт: вместо революции - программа развития


2-03-2011, 10:39.

Луганский городской совет объявил о начале транспортной революции, после которой областной центр наполнится большими автобусами, удобными трамваями и троллейбусами, управлять которыми будут вежливые и внимательные водители.

Такое преобразование ныне существующей транспортной сети, несомненно, будет с радостью принято горожанами, но только вот надо ли ради этого устраивать какие-то революции?

Профсоюзная организация автоперевозчиков Луганска вместо революции  предлагает свой путь развития маршрутной сети города – плановую эволюцию восстановления и модернизации городского пассажирского транспорта.

МАРШРУТКИ – ТОЖЕ ТРАНСПОРТ

Каждый луганчанин, кому хотя бы единожды довелось, сгорбившись и скорчившись, проехаться в час пик в «Газельке» по забитым транспортом улицам; каждый автовладелец, которому пришлось, ругаясь сквозь зубы, объезжать переулками затрамбованную «пробками» центральную улицу; каждый припозднившийся гость, добирающийся к себе домой на такси (ибо ожидать какого-либо иного транспорта в полуночное время бессмысленно), подтвердит как истину: проблемы с общественным транспортом в Луганске имеют место быть.

В качестве небольшого историко-ностальгического отступления напомним, что во времена чадящих «Икарусов»-«гармошек» и пятикопеечных билетов проблемы с транспортом в дважды орденоносном Ворошиловграде так же имелись, и втиснуться в час пик в переполненный транспорт было под силу только физически здоровому и крепкому человеку.

Так же не редкость были еле ползущие, перекошенные и едва не опрокидывающиеся на поворотах троллейбусы и автобусы. Но при этом надо признать и то, что рабочий день водителей общественного транспорта начинался в пятом часу утра, а заканчивался во втором часу ночи.

Да и ходили они более или менее по расписанию, ознакомиться с которым можно было практически на каждой остановке, ходил также и дежурный транспорт, оттого добраться из конца в конец города даже в позднее время больших затруднений не вызывало.

Катаклизмы 90-х годов прошлого столетия, разрушившие старую экономическую систему, не пощадили и предприятия луганского общественного транспорта. И если ГКП «Луганскэлектротранс» смог удержаться на плаву (во многом благодаря тому, что это предприятие – и городское, и коммунальное), то ОАО «Луганский городской автобусный парк» приказало долго жить (опять-таки во многом благодаря тому, что оно — ОАО).

Сходные проблемы, - хроническая недоплата субвенций на перевозку льготных пассажиров была и у ООО «Луганскинтерресурс», это, в конечном итоге вынудило руководство предприятия свернуть работу в Луганске.

А «маршрутки» выжили. Придя на смену поредевшим автобусно-троллейбусно-трамвайным рядам, маршрутные такси заняли основную нишу в схеме транспортных перевозок, и не останавливаясь на достигнутом, стали развиваться. Ведь, если еще десять лет назад рынок луганских перевозок подчинил себе кустарь-одиночка, то сегодня его полностью заняли крупные предприятия.

Но проблемы, тем не менее остались – это перенасыщенные пассажирским транспортом центральные улицы, отчего регулярно возникают аварийные ситуации и происходят ДТП.

Также нельзя не сказать и о том, что обилие транспортных средств привело к тому, что в городе возник дефицит водителей. Точнее говоря, дисциплинированных водителей-профессионалов.

Справиться с этими проблемами – вопрос времени. Во всяком случае, решением именно этих вопросов вплотную занимается профсоюзная организация автоперевозчиков Луганска, во главе которого стоит депутат Луганского городского совета Александр Ковалев.

ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА

В принципе, до самого недавнего времени власти города Луганска не препятствовали работе малых транспортных предприятий, объединенных и защищенных профсоюзом.

Неприятности начались тогда, когда перевозчики объявили о повышении цены проезда и подали свои расчеты в горсовет.

К слову, как заверил Александр Ковалев, и речи не может быть о повышении стоимости проезда до пяти гривен. Максимум – это 2,5 гривны.

«Это – полностью экономически обоснованный тариф», - заверил председатель профсоюза.

Противостояние перевозчиков и властей города закончилось решением последних начать транспортную революцию, критериями которой является: обеспечение бесперебойной работы по перевозке граждан; безопасность и удобство пассажиров; решение социальных вопросов, в первую очередь, перевозка всех льготных категорий граждан.

Для этого планируется: возрождение муниципального транспорта путем создания ГКП «Гортранс»; осуществление четкого контроля над частными перевозчиками; решение социальной проблематики в том числе и обеспечение перевозка всех льготных категорий граждан; безусловное обеспечение безопасности и качества пассажироперевозок путем формирования всех необходимых уровней контроля включая технической, медицинский, и диспетчерский, а также создание нормальных условий труда, питания и социального обеспечения водителей и техперсонала.

Первый шаг уже сделан – предприятие «Гортранс» создано.

«Поставленная городскими властями цель никаких возражений  не вызывает, - заметил председатель областной «Ассоциации перевозчиков пассажиров», бывший начальник горуправления транспорта и связи Андрей Когут. – Но есть большие сомнения в том, что для ее выполнения будет надлежащее бюджетное финансирование»

Речь, напомним, идет о приобретении уже в этом году 70 автобусов большой вместимости и капитальном ремонте вагонов трамвайно-троллейбусного парка (числом около 50-ти, - прим авт.). Средств на покупку в городском бюджете нет, а будут ли они выделены из бюджета государственного – вопрос отдельный.

«Исходя из  существующих в настоящее время реальных условий функционирования городского транспорта, учитывая отсутствия финансовых возможностей у городских властей для кардинального преобразования общественного транспорта и сложившегося соотношения объемов перевозок пассажиров коммунальным и частным транспортом (30% на 70%), мы разработали Программу развития Луганского городского общественного транспорта, которую и предлагаем вниманию властей и жителей областного центра», - заявил Андрей Когут.

Он подчеркнул, что разработка этой программы была начата им еще несколько лет назад, но сложившиеся тогда обстоятельства помешали ее внедрению.

Но сегодня, модернизированная к нынешним условиям, она практически полностью решает все наболевшие вопросы Луганского пассажирского транспорта.

Что же именно предлагают перевозчики?

- После принятия нового экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования, с учетом изменений в финансово-экономическом положении предприятий-перевозчиков, приступить в течение года к обновлению автобусов на качественно новую технику: производить замену автобусов малой вместимости «Газель» и «Рута» на автобусы «Богдан» средней пассажировместимости путем заключения лизинговых контрактов с заводом-производителем. Приобретать же автобусы будут непосредственно сами предприятия за счет своих финансовых средств, а не за деньги городского бюджета.

«На сегодняшний день все предприятия луганских автоперевозчиков имеют свою ремонтную базу, в штате работают и механики и медики, так что никаких проблем с обслуживание транспорта не будет», - заверил Андрей Когут.

- Обновление и замену автобусов предприятия будут осуществлять в первую очередь на маршрутах первой категории, так как на них высокий пассажиропоток и проходят эти маршруты по главным магистралям областного центра. Это позволит улучшить качество, комфорт и безопасность транспортных услуг, а также сократить количество автобусов на улицах города и тем самым увеличить их пропускную способность.

«Это нововведение, кроме всего прочего, дает возможность усилить дисциплину среди водителей, так как будет много желающих работать на новой машине и на удобном маршруте», - в свою очередь отметил Александр Ковалев.

- Использование автобусов большей вместимости даст возможность расширить перечень льготных категорий пассажиров, пользующихся услугами маршрутных такси.

«Очень важным условием для этого является создание справедливого механизма распределения субвенций, - подчеркнул Андрей Когут. – Именно за этим обязано тщательно следить профильное управление горсовета».

- Исполком Луганского городского совета приобретает автобусы для нового коммунального автопредприятия, автобусы эксплуатируются на маршрутах общего пользования в обычном режиме на тех местах, где работали машины ООО «Луганскинтерресурс».

«Работы хватит для всех перевозчиков, - уверен Андрей Когут. - В час пик пассажиров перевозят большие автобусы, а в «межпиковое» и вечернее время, когда нецелесообразно перевозить в большом автобусе пять-шесть человек, работают маршрутные такси.

Важно лишь только, чтобы они работали в одинаковых условиях».

- Одновременно с этим проводится работа с населением г. Луганска по совершенствованию автобусной маршрутной сети: принимаются и анализируются предложения по изменению существующих маршрутов, открытию новых.

«Для правильного построения маршрутной сети необходимо привлечение профессионалов, - подчеркнул Андрей Когут – Еще несколько лет назад мы начали работу с ГП «ГосавтотрансНИИпроект», головного учреждения Министерства транспорта. У этого учреждения имеется большой опыт подобной работы. Специалисты «ГосавтотрансНИИпроекта» разрабатывали маршрутную сеть для целого ряда украинских городов — Кировограда, Ивано-Франковска, Днепропетровска, Запорожья, Винницы. При этом надо сказать о том, насколько рационально в других городах работают маршрутные такси. Есть специальная тарифная сетка, где оплата идет по километражу, нет, как в Луганске, 25-30-километровых маршрутов, когда машина петляет по всему городу, а напротив, введено понятие «коротких» маршрутов – пассажира перевозят от одной транспортной развязки до другой».

- Разрабатывается и утверждается новая маршрутная сеть городского общественного транспорта г. Луганска с участием специалистов профильных институтов и Минтранса. При этом надо учесть, что новая маршрутная сеть вводится в действие путем проведения конкурса среди перевозчиков, сроки действия договоров с исполкомом у которых к тому времени уже истекают. Таким образом соблюдается законность и отсутствует элемент насильственного принуждения к той или иной форме работы. Новая маршрутная сеть с учетом перехода на новые автобусы в работе предприятий на 30% ( порядка 200 машин) сократит количество автобусов, работающих на улицах областного центра.

«Данная программа позволяет осуществить необходимые городу изменения в работе общественного транспорта без каких-либо нарушений его ритмической работы, законности всех процедур, социальных последствий», - заверил Андрей Когут.

Итак, вместо революционных преобразований перевозчики Луганска предлагают решить проблемы в плановом порядке и добиться поставленных горсоветом целей и задач цивилизованным путем.

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

Председатель Луганской ОГА Владимир Пристюк на пресс-конференции, посвященной первым 100 дням работы рассказал о своем видении решения проблемы с пассажирским транспортом в Луганске.

«Это, по сути дела, простая схема. Определить маршруты, определить их основные перечни, где определяется категория: есть хорошие маршруты, есть менее хорошие, коэффициент определить. И вперед — на старте сделать нормальный тендерный комитет, публичный. Тогда будет порядок», — считает Владимир Пристюк.

Он отметил, что выступает против создания в Луганске коммунального транспортного предприятия. По мнению губернатора, в условиях рыночных отношений такое коммунальное предприятие не сможет работать эффективно.

«Мы должны определить, какие должны быть маршруты. Публично сделать конкурс, и честно сказать перевозчикам: наше настроение такое — мы хотим перейти из того периода в нынешний в следующем варианте. В течение 5 лет поэтапно мы будем на каждый маршрут увеличивать перевозки автобусами, с соответствующим нормативом увеличения мест в автобусе. Вот сейчас мы начинаем с 20 мест, потом будет такое-то количество. Это будет честно в отношении бизнесменов», — подчеркнул Владимир Пристюк.

Также, по его мнению, необходимо определить в какой степени необходимо развивать в городе тот или иной вид транспорта (автобусы, трамваи или троллейбусы).

Владимир Пристюк считает, что значительно усложняет решение транспортной проблемы и отсутствие единых для бизнеса «правил игры». Например, формирование экономически обоснованных тарифов. «Как только тарифы утверждаются неправильно или регулируются кем-то, так и возникают теневые схемы», — добавил губернатор.

 

Кирилл ПРОХОРОВ


Вернуться назад