Главная > Новости Украины > В Украине хотят запретить бесплатные звонки внутри сети "Киевстар" и МТС

В Украине хотят запретить бесплатные звонки внутри сети "Киевстар" и МТС


24-10-2012, 15:00.

Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ) может лишить крупнейших мобильных операторов — "Киевстар" и МТС — права самостоятельно уставливать тарифы на услуги, в том числе вводить бесплатные внутресетевые звонки. НКРСИ представила соответствующий законопроект.

Согласно документу, SMP-операторы будут обязаны предупреждать Нацкомиссию обо всех изменениях тарифов. А в случае если регулятор признает новые тарифы необоснованными, он может запретить их введение. В НКРСИ не называют операторов, к которым могут быть применены новые правила.

"Сначала необходимо провести анализ рынков",— говорит член комиссии Людмила Ежова.

Но, согласно закону "О телекоммуникациях", SMP-оператором может быть признана компания, чья доля в доходах рынка превышает 25%. К таким относятся "Киевстар" — его выручка от услуг мобильной связи в 2011 году составила около 12 млрд грн, или около 40% рынка, "МТС-Украина" — с выручкой в 9,1 млрд грн (около 30% рынка) и "Укртелеком" (доля доходов от услуг местной телефонии составляла в 2011 году 73%).

Тарифы мобильных операторов уже предлагал регулировать АМКУ. Еще летом ведомство обвинило "Киевстар" и МТС в необоснованном повышении цен, а в конце сентября начало в отношении них расследование. В "МТС-Украина" считают, что оснований для ценового регулирования у государства нет.

"В Украине нет другого такого потребительского рынка, где цены за последние 10 лет уменьшились бы в десятки раз и продолжали бы падать. Это результат свободной конкуренции, а не тарифного регулирования",— говорит гендиректор компании Иван Золочевский.

Впрочем, президент "Киевстара" Игорь Литовченко считает, что будет лучше, если проверкой обоснованности цен займется НКРСИ, а не АМКУ.

"Даже если наша компания будет признана SMP-оператором, я уверен, что в комиссии, в отличие от АМКУ, смогут разобраться, что к чему",— отметил менеджер.

Впрочем, цель законопроекта — борьба не с завышенными, а с заниженными тарифами, утверждает источник в НКРСИ. Речь идет о бесплатных внутрисетевых разговорах (бесплатные звонки между абонентами одного оператора), которые регулятор давно называет "вредной для развития конкуренции практикой".

"Бесплатные внутрисетевые звонки предоставляются дешевле себестоимости,— поясняет госпожа Ежова.— Крупные операторы могут позволить себе кросс-субсидировать их за счет более рентабельных услуг, а мелкие вынуждены работать в убыток".

В отчете НКРСИ за 2011 год отмечается, что на внутрисетевые звонки сейчас приходится 94% всего национального мобильного трафика.

Наибольшие выгоды законопроект в случае его принятия принесет третьему по величине мобильному оператору "Астелит" (ТМ life:)), считает аналитик ИК Concorde Capital Александр Паращий.

"Потребители уже привыкли к бесплатным внутрисетевым звонкам. Поэтому если "Астелит" станет единственной компанией, у которой будет эта услуга, это позволит ей значительно увеличить абонентскую базу",— уверен эксперт.

Впрочем, гендиректор "Астелита" Александр Баринов считает, что и его компания может быть признана SMP-оператором. "Норма о доле в 25% выручки в 2010 году не помешала НКРСИ признать всех операторов монополистами на рынке доступа к собственным сетям",— напоминает менеджер.

 

Коммерсант-Украина


Вернуться назад