Главная > Главное > "Луганскводу" оставить народу нельзя продать… Где власть поставит запятую?

"Луганскводу" оставить народу нельзя продать… Где власть поставит запятую?


13-12-2007, 12:54.
Решением областной Луганского совета от 12 октября 2007 года было объявлено о проведении конкурса на передачу в концессию комплекса ОКП "Лугансквода". Представители Блока Юлии Тимошенко уже несколько месяцев пытаются привлечь внимание к нецелесообразности передачи в концессию целостного имущественного комплекса "Лугансвода". И не потому, что мы являемся сторонниками исключительно государственной формы собственности, а потому, что мала вероятность готовности нового концессионера вкладывать свои деньги в наши дырявые трубы.

Давайте вспомним, что говорят чиновники, когда луганчане остаются без воды? Они говорят, что во всем виновато частное Луганское энергетическое объединение, с которым водники не могут рассчитаться. Механизма влияния на частника и контроля за ним у местных властей якобы нет. Многие местные аналитики сегодня говорят, что продажа ЛЭО была ошибкой, как и "Дуссманн".
Статус "природного монополиста" характерен для функционирования систем тепло-, электро-, водо-, газообеспечения, водоотведения. Создание конкуренции на рынке этих услуг практически невозможно, так как эти предприятия создавались ради обеспечения жителей тех населенных пунктов, на территории которых они расположены. И если повлиять на нынешнего распорядителя "Луганскводы" (депутатов совета) можно хотя бы путем выборов по истечению срока, то на собственника, получающего компанию на 30 лет, повлиять не сможет никто.

Нас хотят убедить, что концессия - это мировая практика, которая позволяет улучшить условия функционирования системы водоснабжения. Однако, в действительности, в Соединенных штатах Америки из 60 тыс. компаний питьевого водоснабжения около 40% частные. Но обслуживают они не больше 15% населения страны. А в сфере очищения стоков на их долю припадает менее 2 % из 16 тыс. станций очищения. И меньше 1 % этих станций эксплуатируют частники по контракту.

Больше того, практика передачи в концессию водоканалов, как целостных структур, в странах Европы вообще отсутствует, кроме Великобритании. Некоторая практика есть в Восточной Европе, а именно в Венгрии. Однако, после определенных подсчетов, город Дебрецен отказался от услуг частного предпринимательства, которое завысило цены на проведение работ в сфере водоснабжения почти на 40%.

В Украине есть свой грустный опыт передачи водоканалов в частные руки. Так, в Одессе передачу в концессию водоканала вообще провели без оповещения населения. На 49 лет стратегический объект области оказался в руках никому неизвестной частной фирмы "Инфокс". Вместо улучшения качества услуг, одесситы получили повышение цен, ухудшение водопроводной инфраструктуры из-за отсутствия модернизации. Попытка разорвать контракт с горе-концессионерами обернулась иском почти в 100 млн. грн.

Не взирая на плачевный зарубежный и особенно отечественный опыт, Луганский областной совет продолжает рассматривать вопрос о передаче целостной стратегической системы водоканала в частные руки.

Депутаты от фракции БЮТ в Луганском областном совете первыми заявили о недопустимости теневой распродажи стратегических объектов Луганщины, в частности данной компании, имеющей большое социальное значение для всех жителей области. БЮТовцы неоднократно выражали сомнение по поводу целесообразности передачи предприятия в концессию. Будучи народным депутатом Украины я во всеуслышание не раз озвучивал, что идет попытка скрытой приватизации водной компании, которая обернется потерей для области столь значимого предприятия и потерей контроля над тарифами для потребителей. Если этот процесс сейчас не остановить, то последствия могут быть самыми непредсказуемыми.

Немного истории. Областное коммунальное предприятие "Лугансквода" было создано в ноябре 2003 года путем объединения трех предприятий - "Лугводопрома", "Облводоканала", "Луганскгорводоканала". Оно монопольно обслуживает 26 городов, 66 поселков и 81 село, в которых проживают 1,6 млн. человек, и расположено около 6 тыс. предприятий. Объединение работоспособных и фактически умирающих предприятий в одно целое было стратегической ошибкой.

Если изначально при создании столь крупной компании потери воды составляли около 50 процентов, то к настоящему моменту они достигли 65 процентов на фоне постоянно ухудшающегося состояния основных фондов содержания водоводов. То есть, говоря проще, из добытой одной тысячи кубометров воды к потребителю доходят только 350 кубов, остальное потеряется по дороге. Но оплачивать-то приходится за добытую тысячу! Как результат - непрерывный рост цен на эти услуги. Добавьте к этому плохо организованную службу сбыта, что ведет к недополучению суммы платежей, а главное - отвратительный менеджмент руководства предприятия, что объясняется уходом из него высокопрофессиональных кадров, патриотично думавших не только о предприятии, но и о регионе в целом. Отток кадров продолжается и по сей день.

Луганская область проблемная с точки зрения поставок воды: сложный рельеф, старые трубы, изношенное оборудование. Плюс значительное потребление электроэнергии в связи с большой протяженностью сетей и большим перепадом высот на линии подачи воды - затраты электроэнергии на куб воды в Луганской области в два раза выше аналогичных показателей в среднем по Украине. Добавьте к этому огромные потери драгоценной влаги на пути к потребителю, нехватку средств для модернизации предприятия, низкий уровень платежеспособности населения, рост зарплаты и подорожание электроэнергии. Как итог - экономика предприятия разбалансирована. Только за последний год долг "Луганскводы" перед ЛЭО вырос в несколько раз до 140 млн. грн. По условиям договора концессионер берет на себя обязательство в течение пяти лет выплатить долг. В чем интерес частника (ЛЭО) ждать так долго? И почему так стремительно вырос долг за электроэнергию? Это наталкивает на мысль, что возможно между облсоветом, ЛЭО и "Луганскводой" существует теневая договоренность и концессионером будет именно ЛЭО. При таком сценарии все становится на свои места: деньги просто перейдут из одного кармана в другой.

Напомним, что согласно предварительному выводу конкурсной комиссии по передаче "Компании "Лугансквода", необходимый объем инвестиций на техническое переоснащение предприятия составляет 500 млн. грн. (с учетом инвестиций и возможных непредвиденных обстоятельств). Будущий концессионер должен будет внести эти инвестиции на протяжении 25 лет. О рисках и негативах пока не говорят. А надо бы. При этом эффективность самой программы остается под вопросом, поскольку даже навскидку понятно, что этих денег хватит только на первые шаги. Например, замена одного километра водовода диаметром 800 обойдется в пределах 1 миллиона гривень. А таких километров около 6 тысяч, то есть сумма исчисляется миллиардами. Добавьте к этом магистральным водоводам  еще такие же изношенные городские сети, плюс необходимое оборудование для очистки воды и приведения ее в соответствие с ГОСТами, на что также потребуется не менее 1 миллиона гривен, и станет ясно, что сумма должна быть в несколько раз больше.

В принципе, концессионер, который придет на предприятие, будет заключать с областным советом договор, где должны быть зафиксированы все нюансы правоотношений двух субъектов. Однако уже сейчас сама перспектива допуска в такую важную отрасль частного бизнеса у многих вызывает опасение.

Прежде всего, должно быть ясно и понятно, что никакой бизнесмен - а концессионер является таковым - в убыток себе работать не будет. Ему надо будет не только вернуть вложенные СВОИ средства, но и получить прибыль. За счет чего?  Или кого?

Судьбу такого социально значимого предприятия, находящегося в собственности городских, поселковых, сельских громад должны решать члены этих самых громад. Руководителями концессионного конкурса в начале лета было анонсировано проведение шести круглых столов и встреч с общественностью. Именно в ходе таких встреч люди, они же потребители услуг, должны высказать свое мнение и определиться - передавать предприятие в концессию или нет. Но для этого им надо знать всю информацию и про условия конкурса, и про проект договора, и про претендентов-концессионеров, а не довольствоваться безликими "некая" или "одна ведущая" российская (западная) компания. Есть реальные опасения, что в случае передачи "Ллуганскводы" в концессию имя инвестора мы узнаем только по окончанию оформления всех документов, когда будет уже поздно что-либо изменить. А какой у нее уставный капитал и как он распределен между учредителями компании, да и вообще - кто является ее учредителями, нам никто открыто не скажет. Это можно смело предполагать. Заодно и погадать - хватит у нее своих средств или все-таки будет брать кредит под какие-то гарантии, которые опять же аукнутся ростом тарифов для простого потребителя?

В начале июля состоялся первый из обещанных "круглых столов", за который пригласили ученых и инженеров-практиков из Киева, Харькова, Донецка, Луганска, чтобы они высказали свое мнение по поводу передачи такого стратегически важного объекта как "Лугансквода" в концессию. Вроде бы все были единодушны в нужности этой передачи, но все с какими-то оговорками, условиями. Директор научно-исследовательского и конструкторско-технологического института городского хозяйства (Киев) Валерий Кравченко настоятельно рекомендовал более осторожно отнестись к составлению договора, предусмотреть рычаги влияния на концессионера.

В соответствии с Орхусской конвенцией, ратифицированной Украиной в 1999 году, органы власти обязаны предоставлять доступ к информации, а также способствовать участию граждан в процессе принятия решений, которые касаются окружающей среды. Государство обязано разрабатывать и внедрять механизмы активного информирования и привлечения общественности к решению экологических проблем. В контексте реформирования водного сектора эти механизмы предполагают широкий опрос и участие общественности в рабочих группах и комиссиях, проведение гражданских консультаций и слушаний, обеспечение прозрачности договоров между водоканалами и местной властью, ведение открытых переговоров про привлечение частного сектора к решению проблем водоснабжения и канализации.

Уточним. Закон Украины "О концессиях" был принят в 1999 году, и за все время его существования в Украине нет ни одного положительного примера сдачи в концессию предприятия, обеспечивающего жизнедеятельность целого региона. Сейчас разработан проект нового закона о концессиях, и по оценкам специалистов, отдельные его статьи значительно ужесточены. Когда же он будет принят и как это отразится на порядке проведения конкурса в нашей области - большой вопрос. Пока же ясно, что действующий закон во многом защищает права и стоит на стороне инвестора, особенно иностранного. В частности, концессиедатель (в нашем случае областной совет) обязан будет соблюдать коммерческую тайну концессионера (часть 2 статья 17 закона о концессиях), то есть вся информация о его деятельности, структуре тарифов, полученной прибыли и прочая будет просто напросто засекречена. Отсюда может статься такое, что и условия установления цен (тарифов) на услуги, произведенные концессионером, могут быть также засекречены от жителей области. А руководство облсовета при этом рассказывает, что тарифы будут утверждаться только с согласия депутатов на сессиях облсовета. Зная, как проходит согласование всех вопросов по партийной разнарядке, можно не сомневаться, что в случае необходимости установления любых, даже самым запредельных тарифов будут даны такие обоснования, что все единогласно проголосуют "за".

В итоге будем иметь печальную картину: частный монополист, полное отсутствие конкуренции, никакого государственного регулирования и общественного контроля

Кстати, в начале текущего года в СМИ прошла информация о том, что "Луганской области в 2007 году на реконструкцию водоснабжения из госбюджета будет выделено 48,6 млн грн. Из указанной суммы более 6 млн грн предусматривается направить на объекты водопроводно-канализационного хозяйства ОКП "Компания "Лугансквода". В основном на эти средства будут профинансированы ремонтные работы на разводящих водопроводных сетях в населенных пунктах области". К середине года эта сумма уменьшилась до 28 млн. грн. "на развитие и реконструкцию систем водообеспечения Луганской области".

Возникает вопрос, а что будет с государственным финансированием этого объекта? Останется оно или нет? Дойдет ли оно до инвестора или осядет в чьих-то карманах? Вопрос, знаете ли, на миллионы тянет. Сторонники концессии настойчиво повторяют, что потребителям не о чем беспокоиться, так как привлечение  долгосрочных финансовых средств в сферу жилищно-коммунального хозяйства, в данном случае в ОКП "Лугансквода" состоится без изменения формы собственности. То есть имущественный комплекс "Луганскводы" остается имуществом и собственностью Луганского областного совета. Имуществом может и остается, только и всего. Ибо в проекте конкурсной документации есть строки: а) облсовет обязан не вмешиваться в хозяйственную деятельность концессионера и б) возмещение разницы между реальными затратами концессионера и включенными в тариф осуществляется из бюджета. Вот вам и реалии.

Пострадают в этой ситуации все жители области, но особенно достанется луганчанам. Оплачивая больше, чем область - из 11 миллионов гривен, собираемых ОКП "Лугансквода" ежемесячно с потребителей области, 7 миллионов платят луганчане - областной центр вынужден сидеть без воды. И только лишь потому, что экс-мэр Евгений Бурлаченко и депутаты, купившись на обещания больших денег на ремонт сетей под эгидой ОКП, согласились отдать Горводоканал в область! Последующие решения сессий городского и областного советов о возврате горводоканала так и не выполнены, и, вполне вероятно, что выполняться не будут - поскольку какой инвестор согласится получить пирог без самого лакомого куска - Луганска?

Ситуацию можно легко спрогнозировать. Концессия объекта поставит в зависимость людей от частной компании. Потребитель будет лишен права выбора: труба с водой в квартиру идет одна и принадлежит она "Луганскводе". Цену будет устанавливать частник. А это повлечет серьезные нарушения прав граждан на общественное благо, коим является вода. По сути, создается новый механизм организации искусственного банкротства предприятий: промышленный сектор ранее банкротили, наращивая их долг за электроэнергию, газ, а теперь в этом списке появятся счета за воду.

Есть еще одна опасность: если концессионером будет российская компания, то практически все стратегически важные ресурсы региона окажутся в руках представителей соседнего государства. Россияне контролируют сегодня ЛЭО и поставки газа. Когда главный водопроводный кран Луганщины тоже перейдет соседям из-за границы в полное распоряжение, область будет абсолютно подконтрольна иностранным частникам. Этого допустить нельзя!

Если взять, например, передачу в концессию строительства автобанов или туннелей, как это планируется в Киеве, то здесь ситуация коренным образом другая. У пользователя есть выбор: платить деньги или ехать более долгой дорогой, по объездной.

Ситуация кризисная и требует изменения тактики в отношении концессии. Во-первых, областному совету необходимо отложить вопрос передачи в концессию данной компании и заняться поиском более эффективного ее менеджмента. Во-вторых, требуется немедленно разработать современную программу "Питьевая вода Луганщины", поскольку ситуация с питьевой водой в регионе критическая, а подходы вчерашние. В-третьих, нужно провести реструктуризацию компании, возвратив в коммунальную собственность городов области структуру водоснабжения жителей, так называемые городские сети, как это было до 2003 года. В свою очередь, частным компаниям можно отдать на правах конкурса, в концессию подвод воды в города и разработку параллельных структур с созданием новых скважин для добычи воды. После этого они смогут подавать воду в города. Таким образом, произойдет стимуляция конкуренции на рынке водоснабжения, и как следствие, улучшение условий обслуживания и ценовой политики.

Исследовательская группа Международных коммунальных служб в свое время отметила, что вода - это общественное благо, а не просто экономический товар, который получают только те, кто может заплатить. Передавая ОКП "Лугансквода" в концессию Луганский областной совет может совершить непоправимую ошибку и загнать область в водную кабалу на несколько десятков лет.

Виталий Курило,
народный депутат Украины,
Блок Юлии Тимошенко

Вернуться назад