Главная > Новости Луганска > Выпускники большинства школ Луганской области не знают ни русского, ни украинского, ни математики...

Выпускники большинства школ Луганской области не знают ни русского, ни украинского, ни математики...


17-11-2008, 19:54.
Не за горами второе независимое оценивание знаний выпускников средних школ, а над результатами первого все еще задумываются чиновники луганского образования. Неизвестно, успеют ли они предпринять достаточные меры для того, чтобы в наступающем году область заняла менее плачевные позиции, но сегодня публично и по-взрослому обсуждать «антикризисную» программу они особым желанием не горят.

В областном управлении образования пока наотрез отказываются обсуждать и составлять рейтинг средних школ Лугащины, предпочитая равнять всех под одну гребенку в лучших традициях «совка». Почему власти не поощряют здоровую конкуренцию в учительской среде, понять сей бюрократический казус нам, видимо, не дано.

А тем временем «МГ» выяснил, что в ходе всеукраинского тестирования только три-четыре городские школы Луганска показали вполне достойные результаты практически по всем предметам и не дали области опуститься ниже плинтуса. По итогам внешнего оценивания школа-гимназия №42, Лицей иностранных языков, гимназия №30 и школа №57 возглавили рейтинг луганских школ.

Не математиков, так ботаников…
По итогам первого независимого оценивания выпускников средних школ Луганскую область, прямо скажем, пристыдили во всеукраинском масштабе. Чиновники до сих пор предпочитают оставлять за скобками суть, детали и истинные причины произошедшего. СМИ, в том числе и местные, приводили разные данные об итогах тестирования, иногда не вполне официальные и точные, но все сходились в одном: в самой восточной области Украины – самый низкий уровень среднего образования.

«МГ» не стал перепечатывать сомнительные расчеты и раньше времени трубить о том, как все плохо в «королевстве Датском». Вместо этого мы изучили спецвыпуск №7-8 журнала «ТІМО – тестування и моніторинг в освіті», опубликовавшего совместно с Министерством образования и науки Украины и центром оценивания качества образования официальный отчет о проведении независимого тестирования выпускников общеобразовательных учебных заведений.

Кроме всевозможных схем и диаграмм, в журнале приводятся и подробные сравнительные таблицы результатов по каждой области и по каждому предмету. Путем нехитрых расчетов выяснилось: гордиться нам и впрямь нечем.

В рейтинге самых низких результатов (от 100 до 123 баллов, проще говоря, это двойки и колы), из 27 мест луганское образование занимает призовые и близкие к ним позиции. Если по физике, к примеру, Черкасщина на последнем 27-м месте, там предмет на двойку сдали только 4,35% выпускников, то Луганщина – с золотом, у нас «законы Ньютона» не знают 14,57%.

Наши результаты по зарубежной литературе (читай русской – Авт.) в этом рейтинге на втором месте – 16, 42% луганских выпускников с Булгаковым и Достоевским не знакомы. Дальше немного лучше: по математике Луганская область на пятом, по химии и истории Украины на седьмом месте, по украинскому языку и литературе на восьмом, по географии на десятом, биологии – на 12-м.

Но повторимся, это рейтинг самых низких результатов, и чем ближе в нем к первой позиции, тем хуже уровень знаний.

200 баллов – набрать столько хотя бы по одному предмету мечтал не один круглый отличник, но луганских выпускников, претендующих на высочайшую оценку, набралось маловато.

В рейтинге максимально высоких результатов (до 200 баллов) наша область – на последних позициях, а по некоторым предметам она не значится и вовсе. Украинский язык и литературу на 200 баллов сдали всего два выпускника, вытянувшие Луганщину на 25-е место с результатом 0,01%, математику досконально знают тоже лишь два выпускника, область на 24-м месте. Физика – один выпускник обеспечил 20-е место, история Украины – один выпускник и 21‑е место. Химию, зарубежную литературу, географию на «отлично» в нашей области не знает никто.

Самые высокие результаты… по биологии. Луганщина взрастила четырех «ботаников», они набрали 200 баллов и вывели область на 9‑е место.

Насколько мы смогли выяснить, только один луганский выпускник набрал максимум в 200 баллов сразу по двум предметам – украинскому и математике. Естественно, он не скрывал своей радости и о его результате знает вся школа. Но это, увы, уникальный мальчик, выросший в бедной семье. И уникальный случай. Для Луганщины…

Секретный стыд
Рейтинги школ по итогам независимого тестирования непременно появятся, предвидел министр науки и образования Иван Вакарчук еще в мае: «Это будет еще один мониторинг качества образования в средних школах. И понятно, что у одних оно будет лучше, у других – хуже. Необязательно, что те школы, где больше золотых медалей, будут иметь соответствующие сертификаты. Все это потребует анализа. Но будет рейтинг и учителей, и школ. В связи с этим каждый директор учебного заведения сделает соответствующие выводы: как ему улучшить преподавание того или иного предмета. Очевидно, появится возможность или стажировать, или дополнительно обучать тех учителей, у которых проблемы с преподаванием».

Однако луганские чиновники от образования наотрез отказываются обнародовать рейтинги школ и утверждают, что их попросту нет. По информации «МГ», рейтинги таки существуют, но по велению некоего руководства от общественности скрываются и проходят под грифом «Для внутреннего пользования».

В чем секрет? Может, все просто и банально – стыдно за область, которую на какие-никакие места вытянули всего четыре школы? Школа-гимназия №42, Лицей иностранных языков, гимназия №30 и школа №57 возглавили рейтинг луганских учреждений среднего образования. Элитные частные школы, за обучение в которых родители отваливают не одну сотню-тысячу, остались далеко за бортом…

«Мы надеялись на такой высокий результат, – призналась директор гимназии № 30 Лина Вокалова, – а когда его получили, очень обрадовались. Я уверена, что большая в этом заслуга наших преподавателей, выбравших правильный подход к детям. Конечно, мы гордимся своими достижениями и надеемся подтвердить их в следующем году».

Начальник областного управления образования Ирина Цымбал от вопроса о рейтингах явно не в восторге.
– Я не склонна к тому, чтобы делать выводы с помощью каких-либо рейтингов школ, городов или районов. Есть государственная аттестация, после которой ученик получает документ о среднем образовании, и есть форма приема в вузы. Это не полноценный срез качества образования всех учащихся, зарегистрировались ведь только 85% выпускников. Конечно же, итоги тестирования – это повод задуматься над тем, какое качество образования в наших школах, но еще не повод, чтобы делать окончательные выводы. Это не олимпиада, не соревнование, здесь места и рейтинги совершенно неуместны. Нельзя по одному какому-то показателю расставить школы по местам, определив лучшие и худшие. На оценку и знания влияет множество факторов, ученик, получивший высокий балл, мог получать образование не только в школе, он, к примеру, мог заниматься с репетитором, ходил на подготовительные курсы в вуз, сидел дольше всех в библиотеке и так далее. То есть подключается множество факторов, поэтому рейтинги качества школьного образования по результатам тестирования составлять просто некорректно. Чтобы составить объективное исследование качества школьного образования, как в стране, так и в отдельной области, городе, нужно учитывать весь комплекс критериев оценки.

– Какие результаты показали луганские частные школы по сравнению с муниципальными?
– Это то же самое, что сравнивать обычные школы друг с другом. Должно быть право выбора у родителей: отдавать ребенка в частную школу или в государственную, и это право у них есть. Хорошо, когда при выборе частной школы родители учитывают и качество преподавания, и его результаты, но иногда это не берут во внимание. Родители платят деньги для того, чтобы их дети получали дополнительный комфорт, который пока не может обеспечить обычная школа. Я не могу сказать, что в частных школах Луганска работают учителя низкой квалификации, но для того, чтобы отслеживать качество их преподавания, и в целом образовательного процесса, в частных школах нужны четкие критерии. Для этого есть аттестация школ и учителей. Кроме того, дети все разные, и сложно научить того, кто не хочет учиться, в какой бы школе он ни получал среднее образование. Повторюсь, я не склонна выстраивать какие-либо рейтинги и сравнения, я убеждена, что пользы это никому не принесет.

– Если рейтинги, по вашему мнению, неуместны, то хотя бы результаты оценивания заставили чиновников, директоров школ и учителей задуматься?
– Все результаты тестирования, безусловно, указывают на достоинства и недостатки среднего образования и дают повод задуматься. Если у нас есть неблестящие результаты по математике, то причину нужно искать и в педагогических вузах, готовящих учителей математики, и в организации повышения квалификации педагогов, повышении их профессионализма, научно-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Я убеждена, что речь должна идти не о рейтингах, а о состоянии среднего образования в целом, которое складывается из множества критериев, влияющих на результаты тестирования. Недостаточная материально-техническая база, нехватка учебников, недостаточная компьютеризированность школ, недостаточное количество учителей – все это сыграло не последнюю роль. Теперь задача чиновников и директоров школ – разобраться и попробовать накопившиеся проблемы решать».

Успеют ли? Первого ноября началась регистрация участников пробного тестирования, а там рукой подать и до основного… Гарантий, что область получит более внушительные результаты и перестанет пасти задних, не дает никто…

Виктория СИМБИРСКАЯ

Вернуться назад