Главная > Новости Луганска > Как делают «правду» об УПА в Луганской области и не только

Как делают «правду» об УПА в Луганской области и не только


5-07-2008, 16:03.
Наверно, я бы не возвращался к этой теме, если бы не телефонный разговор в мае нынешнего года. То, что позвонивший мужчина не назвался, а ощутимо «східняцький», как говорят иногда на Волыни, диалект выдавали в нем человека в здешних краях приезжего или проезжего, в сознании отложилось как-то не сразу. Внимание привлекли слова, суть коих сводилась к следующему: «Вы делаете героями своих бандеровцев, а я вот прочитал в нашей газете «сповідь» бывшей активной бандеровки Надежды Вдовиченко и думаю, что, вместо того чтобы враньем заниматься, лучше бы вы ее перепечатали. Дабы все знали, как было в дейст­вительности».

Тогда и подумал об упомянутой звонившим «сповіді» и той «правде», настоящая цена которой на Волыни известна (рассказывала о ней наиболее авторитетная среди местных СМИ независимая общественно-политическая газета «Волинь-нова»), но которую где-то все еще принимают за чистую монету. Свидетельствует о последнем и анонимное письмо из села Преображенное Сватовского района Луганской области, полученное газетой «Волинь-нова» в феврале 2007 года. Попало оно туда вполне случайно, так как отправлено было по адресу «Волынская обл., редакция газеты», а газет на Волыни немало... Да вот невольно думается о таинственной преднамеренности, с которой распорядился этим письмом господин случай, направляя его именно в редакцию этой газеты, чтобы еще раз показать, кто есть кто. А в одночасье и опровергнуть грубо сотканную из полуправды ложь, которую разносят по Украине и за ее пределами принадлежащие известным политическим силам периодические издания, а следом за ними и доверчивые читатели. Как и автор упомянутой анонимки, который, в частности, написал (здесь и далее используемые тексты цитирую в сокращении, языком оригинала, без правки. — П.Б.): «От Ветерана труда села Преображенное. Прошу Обласную Волынскую Редакцию Газеты напечатать в газету… про бендеровцив как они убивали мирных людей у прошлые годы. Я буду за ранне благодарен».

К сему и приложил он вырезку из газеты «Новини Сватівщини» с публикацией, которую предлагал перепечатать. Редакционная же преамбула к этому тексту сообщала: «До… газети «Новини Сватівщини» надійшов лист від ветеранів… села Преображенне. Ось про що… йдеться: «…Коли загострюється увага на порівнянні вояків ОУН — УПА з ветеранами Великої Вітчизняної війни, ми не можемо мовчати. Нам… довелося винести всі тяготи… воєнних років… Вивчили, хто такі друзі, а хто — вороги… Висилаємо Вам статтю з газети… Дуже просимо надрукувати її, аби знали земляки про чорні справи бандерівців…». Исполняя эту просьбу, и опубликовали «Новини Сватівщини» статью, которая «не може не викликати страху». А точнее сказать, — перепечатали ее из газеты «Советская Луганщина» как первоисточника.

Но одного взгляда на статью было достаточно, чтобы припомнить: весной 2006 года кто-то так­же анонимно прислал в редакцию газеты «Волинь-нова», на сей раз из Бреста, ксерокопию такой же публикации в зарегистрированной комитетом Российской Федерации по прессе, но издаваемой… в Беларуси газете «За СССР». Тем временем она, что проистекает из текста, перепечатала ее из первого в 2004 году номера газеты «Правда Приднепровья». Оказалось, что в сентябре 2005 года эту же статью, но под заглавием «Слізно благаю — простіть мене, люди!», напечатала еще и газета партии прогрессивной конотопской социалистки Наталии Витренко «Народна опозиція», а лишь в 2006 году ввели в сию шеренгу «Советскую Луган­щину» и «Новини Сватівщини». Однако впервые этот текст был опубликован под заглавием «Не може бути примирення з катами!» 26 сентября 2002-го в компартийной газете «Радянська Волинь», издаваемой в Луцке. И во всех известных автору (до «Советской Луганщины») случаях он начинался довольно привлекательным своей правдоподобностью сообщением о том, что вот, мол, чуть ли не вчера редакцию «Радянської Волині» навестила «літня жінка і передала цей матеріал — сповідь активної в минулому бандерівки». А исповедоваться решила «жителька Волині», или же «одного из сел Луцкого района» уроженка села Романов этого района Надежда Тимофеевна Вдовиченко, чтобы «спокутувати свій гріх перед людьми». Вроде бы собственноручно написала: «Я і моя сім’я просим прощення у народу… усім посмертно, бо… і мене уже не буде (а це… порушить моя подруга)».

Упомянутая выше публикация в «Радянській Волині» попала мне на глаза лишь в 2006 году. И многим удивила, так как информацией о семье романовских Вдовиченко обладаю еще с года 1993-го. Она и подтолкнула к выводу: «сповідь» — грубая фальшивка. И принадлежит отнюдь не перу Надежды Вдовиченко. Хотя бы потому, что не могла эта женщина, исповедываясь за всю семью, забыть, — было у ее родителей Тимофея и Дарьи детей не пятеро, как в тексте сказано, а шестеро. Иные неточности лишь усилили сомнения. С целью их развеять и встретился я в 2006 году с редактором «Радянської Волині» Игорем Кузьминским. От него услышал: в сентябре 2002 года в редакцию газеты пришла преклонного возраста женщина. Сказала, что она из села Романов, назвалась Надеждой Вдовиченко и дала написанный корявым почерком материал, уверяяя, что сама была свидетелем всех событий, о коих речь. Однако очень просила, чтобы при публикации фамилию ее в газете, как посетительницы, не указывали. Тогда, сознался Кузьминский, и выдумали в редакции «подругу», которая якобы принесла эту «сповідь» по поручению автора. А через некоторое время в газету пришла другая женщина. Уже из села Маяки. Отрекомендовалась родственницей Вдовиченко и забрала оставленную ею рукопись, так как «хтось авторці погрожував». Не веря ушам своим, я переспросил, было ли все именно так, как она рассказывает, и было ли все это в сентябре 2002 года? «Я вам кажу, ось хрест святий, що так!» — услышал в ответ.

Можно бы и поверить. Но дело в том, что принести в редакцию «Радянської Волині» так называемую «сповідь» в сентябре 2002 года Надежда Вдовиченко никоим образом не могла по той непреодолимой причине, что умерла еще в мае 2000 г. Следовательно, и никакие угрозы были ей уже не страшны. А так как с 1996 года после очередного инсульта у нее (рассказывала мне дочка Надежды Ольга Оверчук) «навіть ложка з рук випадала», то и на протяжении последних лет жизни написать материал и привезти его в Луцк не могла Н.Вдовиченко просто физически. Да и не замечали домашние, чтобы с 1991 года, после первого инсульта, она бралась за написание каких-либо текстов. А с 1956 г., о чем в «Радянській Волині» даже не догадывались, как не догадывались и о фамилии этой женщины в замужестве, жила она в Волынской (кстати, безвыездно. — П.Б.) области, и не в Романове или же в Маяках, а в селе Лище. И никакой «подруги» около нее никто никогда здесь не видел. Однако, если не в редакции «Радянської Волині» или Волынском обкоме нынешней КПУ (что наиболее вероятно) склепали названную «сповіддю» фальшивку, то почему здесь даже пальцем не пошевелили, чтобы ее проверить? «Я цей матеріал пам’ятаю, — говорил Игорь Кузьминский. — Просто так до друку його не дав би. Я дав почитати Пхиденкові, Наконечному. Ну, такий матеріал!.. Зразу ж на комп’ютері набрали».

И вот с тем, что «просто так» в газету упомянутый текст Кузьминский не дал бы, я охотно согласился. Из услышанного несложно было уразуметь, что «благословляли» фальшивку в печать первый секретарь Волынского обкома КПУ (в советском прошлом — лектор-атеист этого же обкома КПУ — КПСС), а в 2002 году еще и депутат Верховной Рады Украины Станислав Пхиденко вместе с недавно умершим Владиславом Наконечным — предшественником Кузьминского на должности редактора «Радянської Волині» и секретарем того же обкома КПУ. А тот факт, что в советские годы Наконечный ведал партархивом Волын­ского обкома и не только имел доступ ко многим документам, но и сам их составлял, побуждал к некоторым предположениям. Например, о том, каким образом пожилая и находящаяся чуть ли не на смертном одре, а в действительности упокоившаяся два года перед тем, женщина якобы сумела со всей романовской округи собрать немалое число фактов о разного рода тяжких случаях прошлых лет, о коих многие жители Романова не только не помнят, но даже не слышали. А возложив ответственность за них на украинских повстанцев, для пущей убедительности объявить себя лично причастной ко всем тем случаям (и их свидетелем!), чего в действительности быть не могло хотя бы потому, что не может один человек в одно и то же время быть в различных местах. Да и виновность повстанцев в некоторых из тех случав нередко весьма сомнительна.

Дальше — больше. То ли фактов, о коих речь, кому-то показалось мало, то ли в глазах авторов «сповіді» выглядели они недостаточно убедительными, но наиболее эмоционально насыщенную часть своего «сочинения» они построили на вымысле. Имею в виду рассказ о том, что бандеровцы вроде бы в одну зимнюю ночь задушили в Романове 84 человека. За 40 лет работы в волынской журналистике об этом событии до 2006 года я не только нигде не читал, но и не слышал. В том же 2006 году и решил проверить этот якобы факт при помощи учительницы истории Романовской средней школы Жанны Маголен. Оказалось, ни она, ни ее колеги по работе, с которыми беседовал, о таком тяжком преступлении повстанцев в их селе не слышали отродясь. И безвыездно проведшая в Романове свою жизнь 90-летняя тогда Анна Паличук до «сповіді» в «Радянській Волині» об этом ничего не знала, хоть не обратить внимания на такое ужасающее событие, если бы оно было в действительности, не могла. С полной ответственностью опроверг этот якобы факт и житель ближайшего к Романову села Ботын ветеран Второй мировой войны Сергей Бохонко. А уроженец этого же села Виталий Кондратюк, который давно интересуется историей края, невольно обратил внимание на то, что указанное в «сповіді» количество якобы бандеровцами уничтоженных в Романове людей странным образом совпадает с численностью жителей романовской округи, арестованных коммунистами в предвоенный период. Все они были расстреляны в Луцке 22—23 июня вместе с 2000 граждан (цифра из архивных документов. — П.Б.), тогда содержащихся в тюрьме под следствием или же осужденных на различные сроки лишения свободы.

В 2007 году мне опять довелось побывать в Романове и провести расследование по поводу все той же «сповіді». На сей раз по настоянию одной из прокоммунистически настроенных читательниц. Кроме того, что к перечисленным там якобы злодеяниям националистов был приобщен и обыкновенный несчастный случай. Все же аргументы по поводу бандеровской активности Надежды Вдовиченко, которую никто и никогда к ответственности за это не привлекал, оказались голословными, ничего нового не уяснил. Как же назвать подобную «спо­відь», как не откровенным издевательством над правдой, кощунством над моралью и крайним цинизмом? Но «Советская Луганщина» сиганула еще выше. Неизвестно откуда перепечатав эту фальшивку, в преамбуле к ней сообщила: «…в редакцию нашей газеты зашла пожилая женщина и передала пакет от своей ушедшей недавно из жизни подруги, жительницы Луганска». Надо ли говорить, что речь о все той же Надежде Вдовиченко, которая в Луганске вряд ли бывала даже во снах? И вот это действительно «не може не викликати страху». Особенно, когда представить, что, возможно, и в эту минуту без каких-либо угрызений совести кто-то подписывает в печать все ту же «сповідь» якобы все той же Надежды Вдовиченко. Но уже как недавней жительницы Харькова, Донецка, Николаева…

Петр БОЯРЧУК (член Национального союза писателей Украины (Волынская область))
"Зеркало недели"

Вернуться назад