Главная > Мнение луганчан > Почему в Луганске нет цивилизованного рынка извоза?

Почему в Луганске нет цивилизованного рынка извоза?


22-06-2011, 15:30.

«Наши люди на такси в булочную не ездят». Сегодня эта цитата по-прежнему актуальна. Только сейчас далеко не всегда удается воспользоваться таксомотором и тогда, когда реально необходимо быстро добраться по делам. Несмотря на большое количество диспетчерских служб, луганчане часто слышат: «Машины в вашем районе нет». А бывает, что вместо нормального такси у подъезда оказывается убитая «копейка» с проржавевшим кузовом, грязным салоном, прожженными сиденьями и стойким запахом дешевого табака.

Да, с общественным транспортом у нас в городе беда, но об этом хотя бы говорят! О ситуации же на рынке такси и публикаций в прессе не встретишь. А ведь этими услугами ежедневно пользуются десятки тысяч луганчан

Кто кричит «держи вора»?

Показательная история с участием учредителя фирмы такси «Астра» Николая Девицкого случилась на прошлой неделе в Камброде. Пассажирам 140-й маршрутки пришлось вызвать милицию, когда он перегородил своим джипом дорогу автобусу и принялся избивать водителя. Чем не повод повнимательней посмотреть на сферу такси в целом? Ведь Девицкий – председатель областного профсоюза таксистов. А его жертва – водитель тоже такси, пусть и маршрутного.

Что собой представляют сегодняшние фирмы такси в Луганске? Это, прежде всего, диспетчерские службы и некое количество машин, владельцы которых заключили договора с фирмой. Есть структуры, где к состоянию машин относятся ревностно, где при заключении договора штатный медик проводит тщательную проверку будущего таксиста. А есть и такие, где главным считают выпустить таксиста на линию – лишь бы копейка капала...

Точно так же обстоит дело с документами. Водители должны быть зарегистрированы как частные предприниматели и иметь лицензию на занятие этим бизнесом, у них должны быть официальные договора со службой такси. По идее, если вы вызываете машину из официальной фирмы, то можете быть уверены: у таксиста есть полный пакет документов.

И если регистрация водителя в качестве чэпэшника пассажира не слишком волнует, то лицензия – штука важная, она должна подтверждать, что за рулем опытный шофер, ответственный участник движения. Это – в идеале.

На самом деле все обстоит не совсем так. С 9 июля в Луганске начались рейды специальной комиссии, в которую вошли оперативники Управления госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями УМВД области, сотрудники ГАИ, работники Управления внутренней безопасности, представители Глававтотрансинспекции в Луганской области, Управления транспорта Луганского горсовета. Из всех проверенных такси несколько десятков оказались «бомбилами», которые занимаются извозом без всяких на то документов.

Среди «пиратов» оказались не только те, кто работает исключительно на себя. Часть таких водителей рысачат под флагами вполне официальных служб такси, и теневой сегмент успешно интегрирован в легальный бизнес. Доходы от этой подпольной таксомоторной сети, естественно, не облагаются налогами, а сами водители-«пираты» пашут на хозяев без каких-либо социально-страховых гарантий, трудовых соглашений и т.д. Часть своих нелегальных доходов они отстегивают работодателям наличными – в виде компенсации за диспетчерские услуги.

По нашей информации, в «теневом» режиме несколько последних лет ежедневно трудятся сотни таксистов. И за это время директорам фирм удалось уклониться от налогообложения в особо крупных размерах.

Самое удивительное, что именно учредитель одной из таких фирм и одновременно председатель Луганского профсоюза таксистов Николай Девицкий и обратился в милицию с просьбой провести рейды по выявлению нелегалов.

Фигура Николая Девицкого может стать отличной иллюстрацией и того, почему в нашем городе все так плохо с таксомоторными услугами.

Под крышей профсоюза

Несколько лет назад Николай Девицкий стал главным спикером по вопросам такси в Луганске. В принципе, его «Астра» давно уже не слишком котировалась у клиентов, но к нему журналисты обращались за комментариями как к председателю областной организации «Профессиональный союз таксистов Украины». В основном, конечно, по поводу очередных подорожаний проезда.

И еще – в связи с притеснениями, которые, по словам самого Девицкого, он испытывает после участия в «Налоговом майдане».

Тут нужно заметить, что в «майдане» участвовали многие члены проф-союза таксистов – и целый ряд служб такси митинговал почти организованно. Вот только ни одна другая компания не сообщала после о «давлении со стороны милиции». А Девицкий продолжает настаивать, что его «прессуют» до сих пор.

«Пресс» якобы заключается в возбуждении уголовных дел. Например, сотрудники УГСБЭП изъяли из офиса компьютеры, на которых было установлено нелицензионное программное обеспечение. Учредитель фирмы, правда, говорит, что операционная система Windows у него была легальная, но ведь кроме нее в любом компьютере много другого софта.

Жалобные письма председателя профсоюза на «произвол милиции» летели во все инстанции. Причем свои собственные интересы Николай Девицкий защищал, используя вывеску профсоюза таксистов. Видимо, требование к милиции ловить «теневых» таксистов у Николая Девицкого вырвалось как раз в том смысле, что «не один он плохой».

– После возмущенных писем Девицкого меня проверяли все, кто только мог! – рассказывает директор одной известной в Луганске службы такси. – Я несу документы, их смотрят: налоги плачу, сборы, люди у меня трудоустроены, зарплата есть. Меня с удивлением спрашивают: «У вас что, столько диспетчеров официально трудоустроены?!»

Другой директор рассказывает, что его сотрудники, сбежавшие в свое время от Девицкого, приходят за справками о зарплате для получения кредитов и говорят, что в «Астре» с официальной зарплатой было «не так все просто».

Словом, защитник у луганских таксистов тот еще.

Чем встретим Евро-2012?

Но вернемся к ситуации с такси в Луганске в целом. В городе работает порядка 3000 таксомоторов, перевозят они ежедневно десятки тысяч пассажиров. Как уже было сказано,
правоохранительные органы регулярно ловят «пиратские» машины, но это – только один из признаков отсутствия цивилизованного рынка услуг.

Еще один организатор таксомоторных перевозок в Луганске, с которым нам удалось пообщаться, – директор ООО «Такси-люкс» Сергей Шакун – не раз обращался в мэрию с предложением общими усилиями навести порядок.

– Порядок наступит тогда, когда в Луганске будет определено необходимое количество машин (я не имею в виду лимитирование). Каждая машина должна иметь договор с горисполкомом, как это сделано, например, во Львове, – считает Сергей Шакун. – С любого дела в городскую казну должны идти отчисления, и я думаю, таксисты не будут против платить гривен, допустим, по 30, если только эти деньги не будут разворовываться. И чтобы на них ремонтировались дороги, строились стояночные места для таксистов. Чтобы таксист стоял там бесплатно, а горожане знали, что в этом месте стоят легальные таксисты, у которых в порядке документы, у которых есть страховка… А у нас ведь сегодня по городу нет ни единой стоянки такси!

Было бы желание у чиновников мэрии, можно много чего сделать – вплоть до единой информационной службы в городе. Но такого желания у них пока не наблюдается. Спрашивается: с чем мы встретим иностранцев, которые в большом количестве ожидаются в Луганске в будущем году?

– Луганск привязан к донецким футбольным матчам Евро-2012, – говорит директор «Такси-люкс» Сергей Шакун. – В самом Донецке для проживания гостей просто не хватит мест – на матчах ожидается до 80 тысяч болельщиков, – значит, часть будет жить и в Луганске. Стоянки с международным обозначением такси, информационные стенды в местах стоянки были бы иностранцам очень кстати. И город приобрел бы какие-то европейские черты.

Выстраивать диалог с властью, налаживать сотрудничество, от которого будет польза всем таксистам – это и есть настоящая задача для профсоюзного лидера. Нынешний председатель областной организации Николай Девицкий с ней явно не справляется, и, видимо, его очень скоро попросят с этой должности. Кому нужен председатель профсоюза, от которого одни неприятности и который, по бытующему мнению, использует должность лишь в своих интересах?

Дубиной по башке

И вот эпизод, о котором мы говорили в начале статьи. 15 июня маршрутка №140 остановилась напротив магазина «Звездочка», что в Камброде, по просьбе пассажиров-пенсионеров. В этот момент джип «Mazda СХ-7» преграждает дорогу, ее водитель (Николай Девицкий, как потом выяснилось) начинает материть маршрутчика за остановку в неположенном месте и пытается вытащить его наружу через окно. Затем Девицкому удалось открыть водительскую дверь, и он принимается бить ею водителя по голове, рассказывают очевидцы.

Пассажиры стали звонить в милицию, когда профсоюзный босс направился к своей машине со словами «сейчас пистолет я возьму». Вернулся он, правда, не с пистолетом, а с милицейской дубинкой (или похожим на нее предметом) и продолжил избиение. В итоге водителя маршрутки «скорая» увезла с сотрясением мозга и другими телесными повреждениями. Причину инцидента сейчас выясняют правоохранители, которые возбудили уголовное дело. Этот факт нам подтвердили в Каменнобродском РОВД.

Прокомментировать редакции «Молодогвардейца» свой взрыв эмоций Николай Девицкий отказался, заметив, что он «тоже снял побои».

Конечно же, о какой-либо «подставе со стороны ментов» в данном случае говорить глупо. Как бы этого кому-то и не хотелось…

Александр БЕЛОКОБЫЛЬСКИЙ


Вернуться назад