Новости Луганска и области

 



На главную
Добыча угля

Президент НАК «Уголь Украины» А.Хохотва: «Стоимость угля в среднем должна быть увеличена более чем на 20%»

Лилия Клочко, «Инвестгазета», № 5 (484) от 1-6 февраля 2005 г.



«Стоимость угля в среднем должна быть увеличена более чем на 20%», — считает президент НАК «Уголь Украины» Александр Хохотва. К реформам в угольной промышленности общественность всегда относилась с опаской. Ежегодно менялись ее кормчие, менялось и их видение развития углепрома. В результате ни одну из реформ не довели до конца, а отрасль и по сей день находится в стадии реформирования и живет за счет госдотаций. Очередной попыткой перекроить структуру отечественного углепрома стало создание в июне 2004 года НАК «Уголь Украины». Правда, пока неизвестно, удастся ли провести начатые реформы ее руководству, учитывая смену власти в стране и солидное давление многочисленных чиновников и «угольных генералов». О стратегических планах руководства компании и о том, каких результатов удалось достичь за короткое время ее работы, мы расспросили у президента НАК «Уголь Украины» Александра Хохотвы

 


Хохотва Александр Иванович, президент НАК «Уголь Украины»
фото © investgazeta.net
— Александр Иванович, звучали заявления о том, что с созданием НАК «Уголь Украины» особо привлекательные угольные компании будут приватизированы, а на базе менее привлекательных будут созданы ВИК, объединенные с тепловой генерацией. Так ли это на самом деле?

— Те угольные предприятия, которые обеспечивают энергобезопасность государства, приватизироваться не будут. Будет осуществлен процесс их корпоратизации — мы выпустим акции, 100% которых будут переданы в собственность НАК «Уголь Украины», то есть они будут находиться у государства. И никто не сможет приватизировать такие предприятия, как, скажем, «Свердловантрацит» или «Ровенькиантрацит», если только не будет изменена государственная политика.

Также в НАК вошли предприятия «Львовуголь» и «Волыньуголь», которые после корпоратизации передадут акции в НАК. Они не будут выставлены на продажу или переданы в аренду. Единственное, что не запрещено указом, это договора о совместной деятельности. Если какой-то инвестор хочет вложить деньги, то пускай подписывает с нами договоры, но имущество передавать ему запрещено. Подчеркну, что есть единичные случаи, когда нас просят передать в аренду шахты, исчерпавшие свои запасы, которые должны быть закрыты. В таких случаях, после обсуждения с профсоюзами, мы можем дать разрешение на аренду. В то же время, есть пример передачи в аренду угольного холдинга «Александрияуголь», которое не попало к нам в НАК. Сейчас это предприятие не имеет рынков сбыта и просто умирает.

 

— А что будет с угольными предприятиями, вошедшими в донецкую коксовую компанию? Утверждали, что она наиболее привлекательна для инвестора.

— Да, коксовая компания привлекательна. Приватизация предприятий, вошедших в ОАО, рассматривается, поскольку они не работают на энергетику, и изменение их формы собственности не повлияет на энергобезопасность государства. То есть коксующиеся марки углей, кроме марки углей группы «Г», используются лишь для производства металла. Поэтому потенциальными покупателями могут стать владельцы металлургических предприятий. Металлурги должны поделиться своей прибылью с шахтерами, а на это нужна воля государства, потому что сами металлурги с доходом расставаться не хотят. Сегодня пускай они открыто у государства покупают необходимые им шахты. Таким образом, мы будем менять подходы к угольной отрасли и существовавшую до этого психологию.

 

— Общественность наслышана о том, как ранее продавались самые привлекательные объекты отрасли и как использовалась продукция. Тяжело ли будет разорвать этот порочный круг, будет ли оказано сопротивление?

— Я думаю, что будут мешать, потому что, как я уже сказал, зарабатывать сверхприбыли хотят все, а вкладывать деньги в то, что приносит прибыль, не все спешат.

 

— Какая политика выстраивается в НАК по ценообразованию на угольную продукцию? Ожидается ли повышение цен?

— У нас подход один — предприятие должно работать прибыльно. Сегодня, когда цены на энергоугли искусственно сдерживаются, предприятия вынуждены работать убыточно. Все это время угольная отрасль дотировала страну, сегодня нужно ломать эти стереотипы.

Мы обратились в правительство, предоставили наши расчеты цен, согласно которым стоимость угля в среднем должна быть увеличена более чем на 20%. В частности энергетических углей — на 23%, коксовых — на 20%. До 1 февраля мы надеемся получить ответ. Чем быстрее мы решим этот вопрос, тем меньше убытков получит компания.

Отмечу, что в текущем году вследствие повышения цен на товары машиностроительного комплекса в среднем на 35% у нас есть большие опасения по поводу снижения количества оснащенных забоев. В частности в 2003 году эта цифра составляла 74 оснащенных забоя, в 2005-м мы можем снизить этот показатель до 40. А что такое сегодня недооснастить 30 забоев? Это означает недопоставить 4 млн. тонн угля в год. Вот еще один фактор, из-за которого мы должны повышать цены на угольную продукцию.

 

— Как вы планируете выравнивать балансы угольных компаний?

— С помощью господдержки, конечно. Но ее нужно направлять туда, где она необходима, а не раздавать тем, кто в ней не нуждается. К тому же на сегодняшний день ее недостаточно. Сейчас угольные предприятия, вошедшие в НАК, находятся в неодинаковом финансовом положении. Например, наиболее привлекательной является ГП «Луганская угольная компания». Так, ее шахты работают на мелких глубинах, нежели, например, шахты, расположенные в Донецке. Там и глубина залегания пластов выше, и выбросы метана чаще происходят. Поэтому угольная компания Луганска требует меньше дотаций, чем Донецкая. На сегодняшний день НАК «Уголь Украины» владеет расчетами, сколько помесячно госдотаций необходимо направлять на каждое предприятие.

 

— Как будет осуществляться сбыт продукции? Разработана ли программа экспорта, и на какие тарифные ставки вы ориентируетесь?

— У нас подход такой — мы не намерены продавать посредникам продукты нашего труда. Мы будем работать на рынке как производители и продавцы угля. Сейчас сложилась такая ситуация: одни производят, а другие — за них продают… Это похоже на рабовладельческий стой! Необходимо, чтобы товаропроизводитель сам реализовывал свою продукцию. Поэтому мы сформировали в НАК «Уголь Украины» свой углесбыт, который будет заниматься вопросами реализации товара.

Что касается экспорта продукции, то в 2004 году этот показатель составил 3,5 млн. тонн угля, что на 2 млн. тонн больше, чем в 2003 году. В нынешнем году экспорт планируется в объеме 3 млн. тонн. На экспорт отправляются в основном антрацитовые угли и угли марки «Т». К слову, тепловые электростанции Восточной Европы спроектированы именно на работу с углем марки «Т».

На сегодняшний день предложения по импорту украинских углей НАК «Уголь Украины» предоставили такие страны: Испания, Италия, Польша, Греция, Турция, Узбекистан, Казахстан, Бразилия, Нидерланды. В прошлом году средние экспортные цены на антрацитовый уголь составляли $45 за тонну, в текущем году средняя экспортная цена составит $55-77 за тонну. Сейчас мы работаем над тем, чтобы экспортировать продукцию без посредников, по прямым контрактам.

На сегодняшний день всем предприятиям, вошедшим в НАК «Уголь Украины» и экспортирующим продукцию, разосланы предложения, в том числе и по цене экспорта. Если угольные предприятия будут продавать свою продукцию ниже обозначенных цен, ими будет заниматься прокуратура. Мы приостановим практику грабежа государства путем умышленного занижения экспортных цен за счет господдержки.

 

— Что будет с оптовым рынком энергетического угля (ОРЭУ)? Он будет упразднен?

— На этот вопрос я уже, по сути, ответил. Когда кто-то производит продукцию, а другой ее продает — это рабовладельческий строй. Именно такое положение вещей продуцировал ОРЭУ. Я против такого рынка. По сути, что было сделано? Была сформирована оптовая цена на уголь, при этом выровнена генерация в конкурентности. Рынок также способствовал тому, что средства можно было взять у тех, у кого их много, и передать тем, у кого их мало, выровняв, таким образом, социальную обстановку.

Сегодня долги предприятий НАК «Уголь Украины» перед оператором ОРЭУ составляют порядка 100 млн. грн. Сейчас мы ищем механизм их погашения. Когда мы осуществим это, тогда и закончим работу с оператором.

 

— Будут ли централизованы закупки оборудования?

— До тех пор, пока не будет сформирован центральный аппарат НАК «Уголь Украины», необходимое оборудование для угольных шахт будут закупать сами региональные компании. Кроме того, распределением средств господдержки и перенаправлением денег региональным компаниям занимается Минтопэнерго. Хотя я думаю, что это неправильно, поскольку за хозяйственную деятельность угольных предприятий отвечает не министерство, а НАК.

 

— Известно, что на рынке поставок энергооборудования существует один главный игрок — ТПК «Укруглемаш». Как вы планируете выстраивать взаимоотношения с этим предприятием, и устраивают ли вас цены производителей горно-шахтного оборудования?

— В продукции, выпускаемой «Укруглемашем», показатель металлоемкости составляет 90%. На маневренность в цене оборудования остается 10% — очень низкий показатель. Поэтому только правительственными решениями либо договоренностями с металлургами можно добиться снижения стоимости металла на внутреннем рынке, который потребляет лишь 15%, все остальное — экспорт. Хотя я думаю, что с вхождением Украины в Европейское Сообщество мы будем вынуждены проводить открытые тендеры на закупку оборудования, где могут принять участие страны, выпускающие горно-шахтное оборудование.

 

— Возможно ли расформирование НАК «Уголь Украины» с приходом нового правительства?

— Пришла новая команда и, естественно, в отрасль придут другие люди, будут отстаивать новые идеи. Но еще одной реформы угольная отрасль не выдержит, да и профессионалов осталось немного, «выкошено» их больше. На мой взгляд, необходимо создать мощную компанию, которая бы стала сильным игроком от государства на рынке, заняв 60% угледобычи страны. Сегодня из НАК «Уголь Украины» вывели одни из лучших предприятий отрасли, до сих пор более привлекательные шахты стараются «выдернуть» в аренду, либо обанкротить.

 

— Проводились ли уже переговоры с правительством насчет деятельности НАК «Уголь Украины»? Как вы думаете, если компанию сохранят, кадры поменяют?

— Переговоры велись лишь с профсоюзами, в частности, с Независимым профсоюзом Украины. Люди нас поддерживают, поддерживают наши реформы. Будут ли меняться руководители наших структурных подразделений? Думаю, что будут.

 

 

Справка

НАК «Уголь Украины» насчитывает 201 тыс. чел.; центральный аппарат — до 150 чел. В структуру НАК «Уголь Украины» вошли 120 шахт, 14 рудоремонтных заводов, 24 узла связи, 2 наладочные организации, 24 углеобогатительных фабрики.

Запасов угля — 6,4 млрд. тонн, мощностей — 63 млн. тонн. В 2004 году добыча угля структурными подразделениями НАК «Уголь Украины» составила 50 млн. тонн.

Сегодня НАК включает в себя ГП «Луганская угольная компания», в которую вошли 36 шахт, ГП «Донецкая угольно-энергетическая компания» (32 шахты) и ОАО «Донецкая угольно-коксовая компания» (34 шахты), ГП «Львовуголь» (9 шахт), ГП «Волыньуголь» (4 шахты), ГП «Шахта «Краснолиманская», ГОАО «Шахтоуправление «Донбасс» и ряд предприятий, обеспечивающих работу угольных компаний.


 
Другие материалы по теме:

27.01.2005, 14:58 В Луганской и Донецкой областях зафиксировано более 800 случаев несанкционированной добычи угля

19.01.2005, 12:39 Социалисты просят Генпрокуратуру расследовать «прихватизацию» Ахметовым «Павлоградугля» и «Краснодонугля» (дополнено 21.01.2005, 15:38)

08.11.2004, 15:48 Авдеевский коксохимзавод Ахметова стал победителем конкурса по продаже 60% акций «Краснодонуголя»

13.08.2004, 15:05 «Краснодонуголь» — на продажу? Очередная реорганизация угольной отрасли не прозрачна для профсоюзов

18.12.2004, 16:58 Угольная отрасль Луганщины: добытчик 43% всех украинских энергетических углей

27.07.2004, 14:59 Председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко признан победителем исследования «Рейтинг лучших кризис-менеджеров Украины»

09.07.2004, 14:47 Украина за счет налогоплательщиков гарантирует прибыли металлопроизводителям?

08.06.2004, 18:44 Создаются две угольные энергетические компании с размещением в Луганске и Донецке и одна угольная коксовая компания в Донецке

31.05.2004, 16:37 Луганские интересы в НАК «Угольная компания Украины»?

20.04.2004 Создаваемая Национальная Угольная компания возьмет на себя функции управления угледобывающими предприятиями Украины

20.09.2003 «Подпольные шахтеры» - еще одна боль Луганщины.