Новости Луганска и области

 



На главную
СТАТЬИ

Как тревожен этот путь - куда-нибудь...

“Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством” - гласит первая статья Конституции. То есть, уже через несколько лет после падения коммунистического колосса (покоившегося на чудившейся идеологически твердой, но, как оказалось, зыбкой с экономической точки зрения платформе), Украина представляла, пусть даже и ориентировочно, какое именно государство она собирается строить. Не без иностранной поддержки (в середине 90-х Украина была одним из крупнейших получателей американской финансовой помощи), сравнительно безболезненно были пережиты годы гиперинфляции и времена казавшегося несомненным экономического краха страны. В 1994 году западные страны приветствовали избрание на открытых и честных выборах нового президента, обещавшего провести в стране экономические реформы. Запад с надеждой наблюдал за становлением новой демократии. В 1996 была принята Конституция и введена достаточно стабильная национальная валюта. Однако, сумев сохранить суверенитет, машина украинского державотворения застопорилась, споткнувшись на вопросе - насколько демократическим, социальным и правовым должно быть государство?

Долгие и мучительные размышления Президента на вопросом “Так что же мы строим?” закончились 24 августа 2002-го года, когда он в своем телеобращении к народу заявил о необходимости скорейшего проведения в стране политической реформы, предложив, не изобретая “свой, украинский велосипед”, механизм создания коалиционного правительства на основе постоянного парламентского большинства. “Парламентское большинство, - сказал президент, - формирует правительство и несет ответственность за его работу”. Кроме того, Кучма заявил, что “нам нужна пропорциональная система выборов, но европейского образца”, а разработку концепции и широкое общественное обсуждение административно-территориальной реформы “уже просто невозможно откладывать”.

Хотя еще несколько лет назад, находящиеся ныне в оппозиции политические силы стали говорить о необходимости изменения в государстве системы власти и даже разработали законопроекты о внесении изменений в действующую Конституцию. В 1997-м, принимаемые Верховной Радой законы о кабинете министров беспощадно ветировались Президентом. 26 мая 1997 очередной Закон о кабмине вернулся в ВР с наложенным на него вето и такими замечаниями Леонида Кучмы: “Законом предлагается какая-то непонятная процедура, которая ставит Президента в позицию, явно противоречащую Конституции. В частности, Президента обязывают согласовывать этот вопрос (о назначении премьер-министра) не только с Председателем Верзовной Рады, а и с депутатскими группами и фракциями”. Летом 2001, всего за один год до объявления им о необходимости политреформы, украинский президент дал интервью двум российским газетам. На вопрос журналистов “Верховная Рада предлагает перераспределить полномочия между президентом и парламентом в пользу последнего. Вы сказали недавно, что парламентско-президентская республика была бы для Украины драмой. Почему вы так считаете ?”, Кучма отвечает: “Не готовы мы к этому. О парламентской республике можно говорить только в том случае, если в стране есть гражданское общество. А нам до него еще идти и идти много лет. На Украине сегодня 110 партий, общество не структурировано. Представим себе на минуту, что нет президента и парламент формирует правительство. Да у нас уже сменился бы с десяток кабинетов! Та или иная группировка делала бы это каждый месяц”.

Тем не менее, через один год гарант, видимо, посчитал, что общество уже стало достаточно гражданским, структурировалось политически и пора приниматься за строительство парламентской республики. К тому же, нельзя было не заметить того, что Президент в первый раз публично выступил за реформу как раз перед началом объявленных заранее акций протеста “Восстань, Украина”. На написание законопроекта о внесении изменений в Конституцию у Кучмы ушло пол-года и 5 марта он снова явился народу с экранов телевизоров. Обвинив депутатов в саботаже работы по реформированию политической системы, Кучма представил “для предварительного изучения и обсуждения” свои предложения. 6 марта 2003 они были зарегистрированы как законопроект “О внесении изменений в Конституцию Украины” и указом президента вынесены на всенародное обсуждение.

Затаив дыхание, народ выслушал своего Президента, и уже на следующий день, сломя голову бросился обсуждать его инициативы. Так, во всяком случае, могло показаться людям, которые, не вставая с дивана, смотрели телевизор и читали “правильные” газеты. Многие тут же стали вспоминать “всенародные обсуждения” советских времен, проходивших по схеме “широко обсуждали - горячо одобряем”. 26 лет назад, перед принятием новой Конституции СССР, пленум ЦК КПСС, состоявшийся 24 мая 1977 года, “рекомендовал” президиуму Верховного Совета вынести ее проект на всенародное обсуждение. Советский народ немедленно, через газеты, откликнулся на решения своего тогдашнего “политического авангарда”: “Мы единодушно одобряем решение пленума” и “с нетерпением ожидаем публикации проекта”. 27 мая 1977 уже президиум Верховного Совета принял указ о проведении всенародного обсуждения и распорядился опубликовать проект Конституции 4 июня “в центральных, республиканских, краевых и областных газетах”. 5 июня, через сутки после опубликования, в газетах появились первые отзывы: проект Конституции “целиком и полностью одобряем” так как “безгранично верим своей ленинской партии”. Несмотря на такой “одобрямс” быстрого реагирования, всенародное обсуждение длилось почти четыре месяца. 4 октября 1977, отчитываясь на сессии Верховного Совета, “дорогой товарищ” Леонид Брежнев рассказал стране, что в обсуждении проекта Конституции приняло участие свыше 140 миллионов человек. В частности, прошло полторы тысячи “собраний тружеников”, 450 тысяч партсобраний, проект был рассмотрен более чем двумя миллионами народных депутатов всех уровней. И это не считая “нескончаемого потока писем советских людей”. В результате, 7 октября 1977 года была принята последняя Конституция СССР.

Конечно, за последние тридцать лет Украина сильно изменилась внешне. Но что касается изменений внутренних, то здесь многих, как и персонажа пьесы Булгакова, “терзают смутные сомнения”. Через несколько дней после телеобращения Кучмы, в котором он изложил свои предложения о политической реформе, пресс-служба Луганской областной государственной администрации сообщила: “Жители Луганщины активно обсуждают обращение президента... Коллективные обсуждения уже состоялись на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях... Трудовые коллективы этих предприятий отправили в администрацию президента Украины телеграммы в поддержку обращения”. Если в 1977-м году трудовые коллективы, перед тем, как выразить свое горячее одобрение проекта, хотя бы формально дождались его опубликования, то в 2003-м это ожидание сочли пустой тратой времени. Просмотрев 5 марта выступление президента по телевизору, некоторые коллективы уже в полдень 7-го отправили в администрацию президента телеграммы, в которых высказывается поддержка его предложений. 14 марта, так и не дождавшись появления проекта в печати, но, видимо, еще раз посмотрев выступление президента в записи, трудовые коллективы школ поселка Дзержинский города Ровеньки Луганской области шлют в администрацию телеграмму: “На собраниях обсудили Ваше обращение к народу Украины по поводу проекта политической реформы и внесения изменений в конституцию Украины. Считаем необходимым внесение Ваших изменений”.


 
Другие материалы по теме: