Новости Луганска и области

 



На главную
СТАТЬИ

Рулят чиновники, тошнит народ! (О тех, кто не хочет тепла и уюта людям)

Наши умельцы в Украине изобрели для каждой квартиры недорогие миникотлы. И заработали отечественные производители, один другого опережая, на благо людей и себя развивая. Тем более что государственные строительными нормами определено, как применять для отопления новые типы оборудования. И те, кто никогда душу не мог согреть, даже горячую воду стали иметь. Но не так просто утвердится новому и прогрессивному, даже там где оно очевидно. И, наверное, не в это время и в этой стране…

Все больше приходится убеждаться в очевидности шутливой, вроде бы, фразы: «Ничто так не вредит здоровью украинца, как благосостояние его соседа». У нас в Украине даже законодатель не отличается последовательностью и меняет правила во время игры, а у чиновника аж, руки чешутся, произвольно решать где «можно», а где «низзя». Так вот они и пишут письма друг другу.

Кто такие «друзья народа» и как они против народа воюют

Кроме того, что автономным теплоснабжением я занимаюсь уже три года, ко мне еще как к депутату обращаются люди с просьбой помочь в решении проблем неудовлетворительного отопления. И за три года - то штиль, то шторм препятствий этому направлению промышленности. Периодически приходится отбивать нападки монополистов «вне закона» - тепловиков и газовиков. Последние, на мой взгляд, - самые бескомпромиссные.

Они даже «подключили» Главное санитарное управление Украины в виде заместителя главного санитарного врача Бережного С.П., который направил письма № 05.03.02.24/745 от 08.12.03 и № 05.01.01-18/9 от 10.01.2004г. санитарным управлениям в областях, Киеве, Севастополе, АР Крым и даже в соответствующие инстанции на водном, железнодорожном и воздушном транспорте.

Основная тема письма: запрещение установки котлов автономного отопления в многоэтажных жилых домах с отводом продуктов сгорания через наружную стену без устройства вертикального дымохода.

Это же надо до такого додуматься: запретить «на водном, железнодорожном и воздушном транспорте».

Просто чиновничий шабаш - пишут по накатанной, даже, не задумываясь. При этом, не забыл Бережной С.П. высказать обиду, дескать, государственные строительные нормы ДБН В2,5 2001-20, в части установки бытовых котлов с отводом продуктов сгорания в наружную стену без устройства вертикального газохода, согласовали без СЭС. А пункт Ж18 ДБН В-2,5-2001-20 «Газоснабжение», который разрешает установку такого оборудования, не подлежит выполнению при осуществлении государственного санитарно-эпидемического контроля. Забыл он о том, что обязательный сертификат на отопительное и газовое оборудование существует, и в нем строго определены нормы выбросов продуктов сгорания на каждую модификацию по окиси углерода и окисям азота. Сертификат как раз и выдается после испытаний по согласованию с СЭС. Так чего же еще нужно? И дополнительный контроль на установку аппаратов кроме норм по ДБН не требуется. И это притом, что котлы с вытяжкой продуктов сгорания в горизонтальный дымоход имеют закрытую камеру сгорания, и воздух для горения газа потребляют снаружи, в то время как газовая печь с четырьмя конфорками сжигает газа в два раза больше чем котел, и при этом сжигает кислород в квартире.

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОТОПЛЕНИЕ - САНИТАРНАЯ НОРМА СЭС?

В письме от 10.01.2004г. особое внимание обращается на котлы отечественного производства. Вот уж четкое намерение придавить отечественного производителя и не дать своему народу котлы дешевые, не уступающие импортным по качеству и характеристикам. Ну, а подоплеки, толкнувшие чиновников на такой запрещающий шаг, найдены простые, как говорится, видно, «откуда уши растут».

Формулировка звучит просто: «… участившиеся жалобы населения и разных организаций».

Пусть подтвердит Бережной С.П., какому украинцу повредило здоровью благосостояние соседа, установившего котел автономного отопления с учетом санитарных норм.

Сразу скажу, что за три года моей работы, ни одной жалобы подобной жалобы еще не было.

При этом не услышанными и неотвеченными остаются бесконечные жалобы на неудовлетворительное центральное отопление, которое, похоже, стало… санитарной нормой.

Вот где место приложения сил санитарных служб во главе с господином Бережным С.П. «… с целью обеспечения жителями конституционного права на охрану здоровья». Особенно там, где нет тепла годами. Где люди уже потеряли веру в то, что громоздкое и затратное центральное отопление их согреет (скорее, «нагреет»!). Там, где люди, для того чтобы не замерзнуть, рискуя здоровьем, обогревают себя газовыми духовками, дышат отходами прямой отработки открытого горения и используют пожароопасные электрические нагреватели - «козлы». Что ж, холод - не тетка, не согреет. Тут полюбишь и «козла», особенно, если его рекомендует (? – В.Б.) главное санитарное управление.

А вообще-то хочется спросить: господа чиновники, вы хоть ведаете, что творите, накладывая табу на целую уже систему производства и внедрения отопительного оборудования, где задействованы многие предприятия и работают живые люди! Каждому из них своими, мягко говоря, не взвешенными и произвольными действиями, вы наносите неисправимый ущерб. Ведь газовики взяли «под козырек» и с удовольствием выполняют запрещение.

За это отвечать придется!

Я от всех производителей и всех кто задействован в системе внедрения автономного теплоснабжения, призываю наказать виновных за чиновничий беспредел в установленном Законом порядке и потребовать граждан возместить нанесенный им моральный и физический ущерб.

УДАР ВТОРОЙ - ОПЯТЬ РАЗЪЯСНЕНИЕ.

Другие специалисты от Госкомстроя по произвольным решениям тоже пытаются спасти высокозатратное центральное отопление своими письмами-разъяснениями на жалобы заинтересованных организаций. Так, с марта-апреля 2003 года в Жилкоммунуправлениях и управлениях газового хозяйства распространено письмо Госкомитета строительства № 19/15 - 284 от 26.09.2000 г. и №14.12.2001г. «О переоборудовании санитарно-технического оборудования жилых домов и жилых помещений», в котором Госкомитетом по строительству дается разъяснение - комментарии к ДБН В-2,5-2001-20 к «Правилам оказания услуг населению по водо-, теплоснабжению и водоотведению (№ 1497 от 31.12.1997)», утвержденных Кабмином в части отключения отдельных квартир в многоквартирных жилых домах от систем центрального отопления и устройства автономного отопления квартир.

БЕЗ ПРАВА НА МОНОПОЛИЮ

Данные письма изложены, на мой взгляд, тенденциозно и односторонне, с учетом интересов коммунальных организаций центрального теплоснабжения, желающих предстать монополистами.

Но, главное то, что никто в государстве не имеет права монополизировать свою деятельность. Об этом сказано в ст.42 Конституции Украины «Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Виды и границы монополии определяются Законом».

Именно Законом, а не письмами Госкомитета по строительству. А возможность свободного выбора получения услуг определена ст.4 п. 1 Закона «О защите прав потребителей»: «Государство обеспечивает гражданам защиту их интересов, как потребителей, предоставляет возможность свободного выбора товаров (работ, услуг), и гарантирует приобретение или получение другими законными способами товаров (работ, услуг) в объемах обеспечивающих уровень потребления, достаточный для поддержания здоровья и жизнедеятельности».

Чего далеко не всегда, к сожалению, может обеспечить центральное отопление. Поэтому Министерство энергетики Украины и Госкомитет по строительству издали совместный приказ № 307/ 262 от 28.10.99 г., который зарегистрирован в Министерстве Юстиции от 30.11.99 г. за № 825/4118.

«Об утверждении Правил пользования тепловой энергией». В п. 3.1.1. приказа сказано: «Потребитель имеет право на выбор поставщика тепловой энергии». И приказ больше не отменялся.

А рассмотрение «Правил оказания услуг населению по водо-, теплоснабжению и водоотведению» следует начать с п.9, где сказано: «В случае отказа от пользования услугами но водо-, тенлоподаче и водоотведению он (потребитель) имеет право разорвать договор и требовать отключения соответствующих сетей».

Поэтому, Госкомитет по строительству не имеет права утверждать в своем письме-разъяснении, что требования СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» и ДБН В 2,5-2001-20 «Газоснабжение» распространяются только на новое строительство и реконструкцию жилых домов (при условии устройства поквартирного отопления всех квартир дома). Ибо это противоречит Конституции Украины. Закону «О защите прав потребителей» и «Правилам оказания услуг населению по водо-, тепло снабжению и водоотведению». Потому-то эти разъяснения в письмах от 26.09.2000г. до издания «Газоснабжение» и от 14.12.2001г. после утверждения ДБН не вошли в его редакцию. Так нет же, Жилкоммунхоз все-таки вспомнил про эти письма, желая спасти систему теплокоммунэнерго.

НЕ ЗАПРЕТИМ, ТАК ЗАМОРДУЕМ.

Все газовое отопительное оборудование сертифицировано Госстандартом в соответствии с необходимыми СНиП и ДБН для применения его в квартирах многоэтажных жилых домов, для улучшения санитарно-гигиеничных условий в данной квартире и смежных помещениях, а не наоборот, как утверждается в письме-разъяснении. К тому же «требуется дополнительная теплоизоляция стен, потолка, полов». Зачем? Где обоснование? Если альтернативное автономное отопление наоборот создает устойчивый обогрев помещения и своего и смежного.

"Это требование ничем не обосновано и надумано, как и то, что «массовое отключение потребителей от центрального отопления может привести к невозможности работы котельного оборудования в таком режиме». Это утверждение не обосновано и безграмотно, ибо уменьшение нагрузки в системе отопления улучшает гидравлические и теплотехнические характеристики системы отопления. Это значит, что нужно уменьшать их энергоемкость.

Чтобы не было необоснованной самодеятельности необходимы грамотно разработанные документы «Единый порядок выдачи техусловий и согласований». При составлении, которого следует учесть все, что необходимо и исключить все, что усложняет оформление

Все письмо-разъяснение построено так, чтобы направить потребителя по длинному кругу согласований и исключить желание использовать свое право на выбор поставщика тепловой энергии. Письмо-разъяснение Госкомстроя только укрепляет незаконную монополию коммунальных теплоснабжающих организаций. Содержание письма необосновано и незаконно, и имеет цель откровенно замордовать потребителя. Подписал письмо заместитель председателя Госкомстроя, который отослал меня к исполнителям, по телефону, ответив: «Я письма не готовлю».

При этом Госкомстрой входит в противоречие с главным Законом государства - Конституцией Украины сразу по статьям 27, 28, 29, 48, 50, 56, 68.

И это в то время, когда с разработкой систем автономного отопления у людей, наконец-то, появилась возможность обеспечить себя теплом самостоятельно, притом абсолютно законным порядком, определенным ранее разработанными соответствующими ДБГН и СПиП.

СОЛОМИНКА УТОПАЮЩЕГО НЕ СПАСЕТ

Такое положение удобно на руку газовикам, ибо установка газовых котлов индивидуального отопления требует обязательной установки газовых счетчиков и поэтому безраздельное монопольное господство на протяжении десятков лет над газовой трубой и задвижкой все больше в условиях рыночной экономики нарушается, и газовики боятся упустить приоритет распределения газа по количеству. Конечно, газовики не заинтересованы в сокращении поставок газа, - так как они получают деньги за количество потребленного газа.

И поэтому во многих городах и районах Украины за это письмо Госстроя ухватились, как утопающий за соломинку, произвольно определяя где «можно», а где «низзя» ставить котлы, тем самым, грубо нарушая приказ НАК «Нефтегаз» Украины № 79 то 26.03.2001г. «Порядок доступа к газораспределительной системе», п. 3.3.1, который разрешает дополнительное подключение потребителей в пределах ее пропускной способности и критерием является гидравлический расчет, а не произвольное решение запретить произвольным путем. Первый заместитель начальника Лисичанского горгаза так мне и ответил: «Я монополист, что хочу то и делаю». Он еще не ведает, что творит! Точно также ведут себя некоторые академики из облгосадминистрации, охраняя интересы своего теплокоммунэнерго.

Все что связано с действием этого письма Госстроя - не просто чиновничий произвол, а хорошо спланированная акция лоббирования интересов псевдомононолистов теплокоммунэнерго и газовиков, которые не совершенствуют себя в оказании таких важных коммунальных услуг, а идут по методу «не пущать».

На мое обращение в Антимонопольный комитет Украины в ответе от 10.04.2003г. и 28-293/10-1921. Антимонопольный комитет сообщает, что Госкоммунхозу Антимонопольным Комитетом Украины внесены замечания о недопустимости административным путем запрещать потребителям устанавливать автономные (индивидуальные) системы отопления.

Чтобы такие антинародные действия исключить, нужны не только приказы, распоряжения и Указ Президента с Законом «Об энергосбережении», а нужна программа Кабмина «О переходе на автономное отопление с миникотлами в квартирах и локальное отопление объектов, домов миникотельными». А польза от этого очевидная и народу и государству. Думаю, что новые веяния и инициативы из Госкомитета по энергосбережению наконец-то покажут эту полезность.

А письма Госкомстроя и Главного сануправления исключают право человека на нормальное отопление. Это вызывает социальную напряженность в обществе, среди потребителей коммунальных услуг и наносит вред всем от низов вплоть до Верховной власти.

То, что я так подробно разложил в датах и документах создавшуюся проблему, так это для того, чтобы вскрыть всю червоточину.

Резюме. Ни письмо заместителя главного санитарного врача Бережного С.П., ни разъяснения комитета по жилищно-коммунальному хозяйству не являются нормативными документами, зарегистрированными в Минюсте, и противоречат Конституции Украины, а значит, незаконны.

Это подтверждает ответ Министерства юстиции № 24-45-303 от 23.04.2004 г. в адрес Ассоциации инженеров энергоэффективных технологий Украины по поводу оценки действий исходящих из указанных писем.

В ответе четко определено: «Письма не являются нормативно правовыми актами и не должны содержать новых правовых норм». В случае установления новых правовых норм письмами, они подлежат отмене и отзыву из мест использования.

Как говорил Остап Бендер, Кодекс надо чтить!

Но это еще не все злодейства и противодействия прогрессу. О том кто и как хотят изменить действующие Государственные строительные нормы нужно рассказать отдельно.

Стыдно еще за то, что кроме противников автономного отопления, еще и руководители местных органов власти кое-где взяли принципы монополистов на вооружение и давай «не пущать» и спасать высокозатратную «коммуналку» имени теплокоммунэнерго.

А тем, кто не знает, что делать и как все-таки пробить препоны в стремлении человека жить о тепле и уюте, обращайтесь к нам.

Генеральный директор ПКЧП «Термо-Златополь»,

Депутат Лисичанского городского Совета

В. В. БЕШЕНКО


 
Другие материалы по теме: