Новости Луганска и области

 



На главную
НОВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Гендиректор СП «Интерсплав» В. Болденков: «Фанатики из налоговой пытались найти хоть что-то»

Дмитрий Серебренников, специально для «МГ»

В. Болденков, Интерсплав
фото © mgm.com.ua

Гендиректор СП «Интерсплав» Виктор Болденков: «Фанатики из налоговой пытались найти хоть что-то»

1 ноября совместное предприятие «Интерсплав» — ведущий алюминиевый завод с испанским инвестором — второй раз за последние четыре года остановило производство. Причиной остановки стала задолженность со стороны государства 23 млн. гривень налога на добавленную стоимость (НДС). Суть конфликта и пути выхода из него — в эксклюзивном интервью с генеральным директором предприятия Виктором Болденковым.

— Когда на «Интерсплаве» впервые возникла проблема с выплатой НДС?

— Наиболее остро проблема возврата НДС встала в 1999 году. Долг все нарастал, пока в 2000 году на предприятие не приехала государственная комиссия, назначенная первым вице-премьером тогдашнего правительства Юрием Ехануровым. В ее состав входили видные специалисты из министерства финансов, экономики, налоговой администрации. После двух недель работы комиссия подтвердила правомерность выдвинутых «Интерсплавом» претензий по поводу невозврата бюджетных средств и указала на значительные нарушения со стороны налоговых органов. Были предприняты необходимые меры, и долг стали частями возвращать. На тот момент задолженность по НДС была в пределах 20 млн. гривень, что было не столь значительно, как сейчас. Объемы производства тогда достигали 360 млн. гривень, из них 100 млн. шло на выплату всех налогов и сборов…

— Как после заключения правительственной комиссии повела себя налоговая?

— Налоговая инспекция усилила проверки, которые в итоге не принесли никакого результата. Тем не менее с фанатичным упрямством они пытались найти хоть что-то. Мы же понимали, что стоит допустить малейшее нарушение — и от нас мокрого места не останется: контроль был жесточайший. В течение двух лет были даже попытки уличить в преступлении главного бухгалтера, руководителей предприятия. Но к чести прокуратуры ее работники отмели те абсолютно несостоятельные обвинения.

— В чем вас подозревали ревизоры?

— Главный их аргумент сводился к тому, что «Интерсплав» породил развитую сеть поставщиков, будто я являюсь соучредителем фирм, отвечающих за поставку товара на предприятие. У нас никогда не было подобных связей, и необходимую продукцию мы фактически получаем от «случайных» поставщиков, предварительно заключая договоры. Логика их обвинения такова, что все фиктивные фирмы, с которыми «Интерсплав» никогда не сотрудничал, якобы имели проблемы с законом. И именно наше предприятие виновато в том, что где-то во Львове обанкротилась какая-то придуманная фирма. Хотя закон гласит, что проблемы прочих хозяйствующих субъектов не являются основанием для подозрения их «деловых партнеров». К тому же, повторюсь, в ответах областной налоговой нет ни одного предприятия, с которым «Интерсплав» был в хозяйственных отношениях.

Чиновники против инвесторов

— В 2001 году «Интерсплав» уже останавливался. Насколько мне известно, в результате простоя предприятие терпит немалые убытки в виде недополученной прибыли, прочих альтернативных выгод…

— Дело в том, что в процессе производства наше предприятие было довольно прибыльным. Ощутимых убытков не было, хотя потери составляли, как правило, от 3 до 7 млн. гривень. Мы скрепя сердце выдерживали их, хотя испанцы никак не могли понять, с какой стати следует терять столько денег…

— А как вообще зарубежные инвесторы относятся к перипетиям вокруг завода?

— C недоумением. Они не понимают, как можно нарушать закон, вести столь частые проверки. В Испании предприятия проверяются всего раз в два года. Проверкой занимается один инспектор и если находит какое-то нарушение, предприятие тут же его погашает, и проверка заканчивается. Нас же, кроме налоговой, проверяет также контрольно-ревизионная комиссия. Также мы подчинены нормам международного аудита, так как входим в корпоративную отчетность испанских фирм. У нас абсолютно прозрачная бухгалтерия, поэтому иностранцы не могут понять, за что нас мордуют. Я не мог им нормально объяснить, что все дело в вымогательстве — все равно бы не поняли. А свои говорили, мол, вы прибыльное предприятие, значит — должны делиться. Но я ведь делился с государством, коллективом, учредителями. Но почему я должен делиться с чиновником, который не имеет ни малейшего отношения к нашему производству?

— Как невыплата НДС повлияла на объемы производства?

— Объем выпуска стал постепенно падать. С шести тысяч тонн в месяц — среднего количества продукции — до 4 тыс. в 2003 году. Сейчас мы еле выходим на 2 тыс. И все по причине недостачи оборотных средств. Мы ведь все сырье берем по предоплате — покупаем, фактически ничего не произведя. Раньше было чуть легче — рассчитывались с прибыли.

— Есть ли на балансе «Интерсплава» объекты социальной инфраструктуры?

— В свое время был жилой дом. Также мы вкладывали средства в два садика. В районе Свердловска на деньги «Интерсплава» был построен колбасный цех, стоматологическая и диагностическая поликлиники. Мы не оставляли без внимания наших аграриев, закупая топливо для проведения весенне-полевых работ…

Мимо ВТО

— На днях у вас была встреча с первым вице-премьером Николаем Сташевским. Каковы первые результаты?

— На встрече у вице-премьера мы были вместе с мэром Свердловска Александром Шмальцем. Честно говоря, меня даже удивило, что такой занятой человек, как Сташевский, в течение дня дважды уделил внимание нашему предприятию. Первый раз, утром, он внимательно нас выслушал и взял документы. Вечером он сказал, что успел ознакомиться с ситуацией и выдать правительственное поручение для подготовки отчета о тех безобразиях, которые творятся вокруг «Интерсплава». В ближайшую неделю мы ожидаем выводов экспертов…

— А как реагируют на ситуацию местные чиновники?

— Реакция только письменная. Зиновий Гузар написал письмо Президенту, Алексей Данилов поставил в известность премьер-министра. Центральный комитет профсоюзов послал письмо Кинаху. Даже посол Украины в Испании серьезно встревожен данной проблемой. Ведь сейчас она уже выходит на международный уровень и ставит под сомнения любые претензии Украины по вступлению в ВТО…

— НДС — проблема всей Украины. Давно ведутся разговоры о том, что этот налог себя исчерпал. В чем вы, как специалист, видите альтернативу НДС?

— Проблема НДС состоит в том, что бюджет не до конца наполняется этими поступлениями. Почему? Многие предприятия просто не платят НДС, его списывают, а бизнес в этом случае находится в тени, питая налоговую или силовые структуры. Вокруг этого налога давно функционирует продуктивный рынок, где работают структуры, возмещающие за взятку задолженности. Еще в 2000 году специалисты нашего предприятия разработали проект, который поддержали 164 депутата Верховной Рады. Суть его состоит в ведении спецсчетов по уплате НДС, в результате чего схема отчисления становится гораздо прозрачнее, и видно, что пытаются скрыть. По нашим подсчетам, казна б сразу же получила 16 млрд. гривень…


 
Другие материалы по теме:

09.11.2005, 13:00 Работники «Интерсплава» пикетировали свердловскую налоговую с требованием возместить НДС

01.11.2005, 00:01 Завод «Интерсплав» (г. Свердловск, Луганская область) остановил производство

10.02.2005, 14:14 Ряд машиностроительных предприятий Луганщины закончили январь с превышением запланированных показателей