Новости Луганска и области

 



На главную
НОВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

На оснащение железной дороги в Ираке новой луганской техникой дал добро... Саддам Хуссейн

Олег Трачук (Луганск)

Газета «ФАКТЫ», 27 Августа 2004 года


Луганчане создали машину, которая может работать в условиях песчаных бурь в 55-градусную жару.

Украинские политики ведут дебаты относительно того, выводить наших военных из Ирака или нет, а если все-таки нет, то сможет ли Украина рассчитывать на определенную долю участия в восстановлении экономики этого государства, которую определят американцы. А тем временем луганские тепловозостроители уже не первый год оснащают иракскую железную дорогу новой техникой. Добро на это они, кстати, получили не от американцев, а от... Саддама Хусейна. Недавно из Ирака вернулись члены сервисной группы, передававшей тепловозы иракским специалистам.

«Мы были кровно заинтересованы в этом контракте»

Еще в конце декабря 2001 года холдинговая компания «Лугансктепловоз» выиграла тендер, обойдя именитые фирмы Китая, Франции и Германии, и заключила контракт с иракским правительством. А вскоре он был одобрен комитетом по санкциям Совета безопасности ООН. И хотя это не разглашалось, известно, что в соответствии с контрактом компания должна была до конца лета 2004 года поставить в Ирак 30 тепловозов, специально разработанных для его железных дорог.

Спецы завода говорят, что заказ иракских железнодорожников вернул предприятию полноценную жизнь, постепенно затухающую в течение последних десяти лет.

— Создать новый тепловоз удалось за считанные месяцы, — утверждает технический директор «Лугансктепловоза» Геннадий Басов. — Таких темпов еще не бывало за все время существования предприятия. А ведь перед тепловозостроителями стояли довольно специфические задачи.

Луганчанам предстояло изготовить машину, которая сможет работать в условиях пыльных бурь при средней температуре плюс 55 градусов! К тому же с учетом специфики железнодорожных путей в Ираке нагрузка на оси не должна превышать 20 тонн.

Работа была в полном разгаре, когда началась война.

— Весь многотысячный коллектив завода следил за тем, что происходит в Ираке, — вспоминает заместитель директора инженерно-сервисного центра «Лугтранспорт» холдинговой компании «Лугансктепловоз» Владимир Балыш. — Мы были кровно заинтересованы в этом контракте — вот она, конкретная работа, и реальные деньги, которые придут на родное предприятие. Для давно уже застоявшегося без дела завода это было бы большое подспорье.

К счастью, непростая ситуация в Ираке никоим образом не повлияла на уже подписанные соглашения. Новое руководство страны заявило, что все документы, подписанные их предшественниками, остаются в силе. И в подтверждение своих слов перечислило луганчанам очередной транш, как и было оговорено контрактом.

У иракских железнодорожников рабочий день составляет всего два часа

— Я выехал на две недели раньше наших специалистов, чтобы подыскать жилье для группы, — вспоминает Владимир Балыш, который работал в составе сервисной группы по приему и обслуживанию тепловозов. — Из Луганска отправился в Киев, затем вылетел самолетом в Иорданию. А оттуда уже на специальном такси-джипе прибыл в Багдад. Мне удалось арендовать дом недалеко от Украинского посольства, в относительно спокойном жилом квартале. Жилье было оборудовано всем необходимым для нормального проживания. Но бытовые условия в Багдаде отличаются от украинских. В первые же дни пришлось купить простыни, полотенца, сковородки, генератор (электричество постоянно отключали), солярку. Возле дома мы посадили цветы — обосновывались-то всерьез и надолго. Кто мог подумать, что возвращаться домой придется в спешном порядке, так и не завершив свои дела. Но ситуация в последнее время в Ираке настолько накалилась, что оставаться там было опасно.

К моменту прибытия в Багдад наших специалистов шесть первых луганских тепловозов ТЭ 114-И уже находились в этой стране. Оборудование депо «Багдад», куда их доставили, было разграблено во время войны. Тем не менее украинцы нашли выход: отыскали какой-то полупригодный верстак, отремонтировали его, за свои деньги купили тиски, слесарный инструмент. Конечно, условия работы во время военных действий идеальными не назовешь. Кроме того, мешали постоянные отключения электроэнергии и расхлябанность работников депо. Они, собственно, и разграбили свое предприятие. Рабочий день в депо официально начинается в 8 часов утра, однако народ в депо появляется не раньше девяти, до десяти часов пьют чай, а в полдень уже собираются домой.

— К счастью, не все иракские железнодорожники такие, — заверяет руководитель группы украинских специалистов Александр Шелихов. — Есть там и толковые ребята, неплохо разбирающиеся в технике. С ними мы и работали.

Пробная поездка луганского тепловоза с иракской поездной бригадой и нашими специалистами прошла нормально. Техника иракцам понравилась. А им есть с чем сравнивать — в депо находятся тепловозы самых разных стран: китайские, чешские, разумеется, советские (к слову, тоже луганские), немецкие, французские. Украинские тепловозы на фоне иностранной техники смотрелись не хуже, а по некоторым параметрам даже лучше.

«В Ираке выпивки много, а пьяных нет»

— Поначалу мы сами управлялись с бытом, а потом наняли хозяйничать в доме молодую девушку из местных, — говорит Владимир Балыш. — Назначенная нами зарплата в 150 долларов ее вполне устраивала. Но нас в ее работе, честно говоря, устраивало не все. Она готовила, исходя их местных кулинарных пристрастий, а мы привыкли к иной пище. Пришлось ее учить. И, представьте себе, у нас это настолько удачно получилось, что под конец нашего пребывания девушка готовила украинский борщ не хуже наших женщин! Благо, выбор продуктов там прекрасный: баранина, говядина, куры. И все это дешевле, чем у нас. А вот свинины в Ираке нет — мусульманская страна. Зато выпивки такой ассортимент, куда нашим супермаркетам! Нам-то за делами особо и некогда было употреблять, а вот местные любят выпить. Хотя надо отдать должное — пьяных я там ни разу не видел.

Простые иракцы относились к украинским машиностроителям нормально, но когда началось восстание шиитов, местные старались меньше контактировать с иностранцами.

— В магазин заходишь, а тебя чуть ли не выставляют, — рассказывает машинист тепловоза Вячеслав Грязев. — В лучшем случае быстренько обслужат и попросят покинуть магазин, хотя раньше отношение было более благожелательное. Без проблем заказывали продукты даже с доставкой на дом. А в последнее время продавцы говорили: «Мы к вам не пойдем, и вы к нам не ходите».

— К тем, кто поддерживает американцев, иракцы относятся плохо, — объясняет Александр Шелихов. — Для них это оккупационные войска. Да и сами американцы ведут себя бесцеремонно. Буквально перед нашим отъездом патрульный танк переехал легковую машину вместе с людьми, которые в ней находились. И тот, кто им управлял, даже не счел нужным остановиться!

— Нам приходилось быть всегда настороже, — признается электрик Сергей Кривякин. — Едешь на автомобиле — смотри в оба, любое движение может быть расценено как провокация, и патруль имеет право без предупреждения открыть огонь. Поэтому мы старались ездить подальше от патрулей. А если и встречались с ними, окна в машине не открывали, так как это могли посчитать подготовкой к стрельбе и принять соответствующие меры.

— Рядом с нами находилась военная база, и два с лишним месяца она подвергалась ракетному удару раз пять, — продолжает Владимир Балыш. — Тут же все дороги перекрывались, и лучше было в это время на улицу не выходить. Я уже не говорю о постоянных перестрелках. Ночами стреляли, а по утрам на улице вся мостовая была усеяна гильзами. Увидев первый раз такое, мы попросили принимающую строну в целях безопасности выделить нам что-нибудь из оружия, и уже на следующий день получили по автомату — дескать, берите, такого добра у нас в каждом доме хватает. Конечно, стрелять мы в людей не стали бы, а припугнуть, к примеру, мародера можно было. Но, слава Богу, применить оружие ни разу не пришлось.

Как признались луганские тепловозостроители, большинство местных жителей не знает, что такое Украина. Мы для них — русские из СССР, к которым отношение по старой памяти очень хорошее.

— Многие иракцы учились в Союзе, причем большинство из них заканчивали военные училища, — объясняет Владимир Балыш. — Как, например, оба наших переводчиков-водителей. Правда, сейчас иракцы уже начинают узнавать и Украину, причем с хорошей стороны, благодаря нашим миротворцам в Ираке. Они очень достойно себя зарекомендовали, и иракцы об украинских ребятах отзываются с большой теплотой. А теперь об Украине будут знать еще и по нашим тепловозам.

В связи с неспокойной обстановкой после восстания шиитов было принято решение вывезти украинских специалистов на родину.

Сегодня шесть тепловозов ездят по иракским железным дорогам, а восемнадцать до сих пор стоят в Багдаде мертвым грузом. Четыре машины остаются пока в Луганске, но, согласно контракту, до конца августа они должны будут уйти в Ирак. А на днях представители правительства Ирака и руководства иракских железных дорог прибыли в Луганск с просьбой подписать контракт на дальнейшую поставку и обслуживание тепловозов.

— Надеемся через месяц-другой вернуться в Багдад: ведь там наши тепловозы, которые надо обслуживать, учить иракских железнодорожников работать на этих машинах, — улыбается Александр Шелихов.


 
Другие материалы по теме:

06.08.2004, 13:57 Фонд госимущества снова выставляет на продажу «Лугансктепловоз»

11.07.2004, 20:05 Международная компания Brunswick Rail Leasing передала в операционный лизинг российской промгруппе «Фосагро» 250 вагонов производства Стахановского завода

18.06.2004, 13:32 Ровенькиантрацит может полностью прекратить добычу угля из-за нехватки вагонов для отгрузки сырья

08.06.2004, 13:04 Луганский тепловозный завод примет участие в модернизации тепловозного парка Азербайджана

22.04.2004 Холдингова компанія "Луганськтепловоз", монопольний у СНД виробник магістральних вантажних тепловозів, у січні-березні реалізував продукцію на суму 83,4 млн. грн

23.12.2003 Два тепловоза ТЭ114И холдинговой компании «Лугансктепловоз» в порту Ильичевска проходят отгрузку на судно, которое доставит их в Ирак