Новости Луганска и области

 



На главную
ПОЛИТИКА

В поисках «отрубленных пальцев»: Экспресс «Луганск — Ивано-Франковск»

Украина измеряется грохотом дверей прокуренных тамбуров, жаркими вагонными спорами о политике, десятками мелких и покрупнее станций, бесконечными чашками кофе по гривне и храпом часто меняющихся соседей по плацкарту. А ты все едешь и едешь, отмечая постепенную смену мелькающих за окном пейзажей. Донбасские терриконы… Равнины Слобожанщины… И только в конце изнуряющей дороги появляются горы, ватры и быстрые речушки. Маршрут «Луганск-Ивано-Франковск». Моя поездка, организованная центром «Меридиан» при поддержке фонда «Видродження», состоялась в рамках программы под избитым названием «Схид и захид разом». Короче, моя задача, как журналиста, состояла в подсчете пальцев, отрубленных русскоязычным украинцам Галичины, и в доведении этих шокирующих цифр до сведения схидняков. Ведь мое путешествие совпало с серией публикацией в российской прессе, посвященных ужасам возродившейся Бандеровщины. Запрещены русские слова и русские песни, а каждый вечер тут сжигают на костре одного из уцелевших москалей, предварительно предложив бедняге отречься от Ивана Грозного, Пушкина, Ленина и Путина.

Поначалу реагировать на этот бред не хотелось вообще, но, вернувшись на родину, и обнаружив в местных газетах заголовки типа «Бить бандеровцев никто не собирался» (это о несостоявшемся параде ветеранов УПА 14 октября в Киеве), я лишний раз убедилась, что далеко не все в Донбассе понимают очевидную подоплеку таких статей. Впрочем, обо всем по порядку.

Тихое очарование

Первым человеком, приветившим меня в Западной Украине, был представитель центра «Меридиан» Александр Лавринович. Его короткий приветственный спич заключался в следующем: пишите, что хотите. Он также прикрепил меня за редакциями двух газет — областной — «Галичина» и районной — «Добра справа» (г. Долина). Мол, общайтесь с коллегами, ищите точки соприкосновения. На том и расстались. Поселилась я в центре Ивано-Франковска в готеле «Надия». Город показался умиротворенным и тихим. И, честно говоря, было удивительно слышать рассказ коллеги из «Галичины» о том, что он все утро провел в автомобильной пробке. Народ — общительный. Если затронешь кого вопросом: «Як пройти до…», будут рассказывать долго и не только о маршруте. Франковцы гордятся своим городом, они особо подчеркивают его европейскость и стильность.

Гордятся пешеходной улицей в центре, ратушей, греко-католическим храмом и знаменитым памятником яйцу, которое когда-то пусть ненадолго, но изменило ход истории. Хотя Франковск — это не туристический Львов, здесь особо не на что смотреть, затаив дыхание. Очарование этого города постигаешь не сразу. Окраины такие же заброшенные, как в Луганске. Мусор на улицах имеется. Зато фактически нет стихийной торговли и офисов-уродов, аппендиксами врезающихся в архитектурный ансамбль. «Блатных» магазинов здесь гораздо меньше, чем у нас. А вот книжных магазинов значительно больше.

Так называемое «заробитчанство» уже давно перестало быть здесь социальной проблемой и стало проблемой психологической. На местных стройках платят столько же, как и за рубежом. В городе Долина на нефтеперерабатывающем заводе тоже можно заработать неплохие деньги. Но у предпринимателей и на производстве — недобор кадров. Поездки на заработки в Европу просто вошли в привычку. Приучить этих людей работать дома, также маловероятно, как загнать наших экс-рабочих и инженеров с базаров на заводы.

Когда Пылып и Боря затянуть «Реве та стогне…»?

Русскую речь на улицах здесь, действительно, услышишь нечасто. Но, по словам аборигенов, вечерами у Яйца собирается молодежь, которая принципиально общается по-русски. Говорят, это такая мода. Лично я говорила на украинском. В некоторых компаниях меня просили «сказати щось російською», в некоторых — удивлялись отсутствию таких привычных здесь диалектов. Мне же поначалу было немного странно слышать «Прошу», вместо нашего «Шо?» и «бус» вместо автобуса. Ребята из объединения «Свобода», которое в Донбассе считают «фашистским», даже и не подумали отреагировать на мою русскую речь по мобильному телефону. И никаких чемоданов-вокзалов-лугансков…

Арт-кафе при областной филармонии. Суетливая барменша очень долго не принимала заказ, склонившись над калькулятором и ведомостью «Ни хрена не получается. Подождите!», — на чисто русском языке сказала она. За полчаса из динамика не прозвучало ни одной украинской песни. Статья в российских «Известиях» «Диктатура мови» вызвала здесь широкий резонанс. Реакция была разной — от негодования до недоумения. Госпожа Соколовская пишет: «Русские песни — под запретом». В какое из мест общественного пользования ее водили? В Ивано-Франковске живет и процветает российская попса. А в автобусах — российский шансон. Водитель автобуса «Долина-Львов» все дорогу развлекает пассажиров тюремной лирикой, звук зашкаливает.

Еще одна откровенная ложь от «Известий» — отсутствие гастролей российских музыкантов. Она упомянула только Филиппа Киркорова, которого на афишах якобы именовали «Пилипом» и который приехал с репертуаром украинских хитов. Ни одной афиши с таким вольным переводом имени «звезды» мне обнаружить так и не удалось. Ну а представить Филю, затягивающего «Реве та стогне…» может только человек с больной фантазией. Попалась бы писательница пану Киркорову на пресс-конференции, розовой кофточкой бы не отделалась. Кстати, Соколовская почему-то умолчала о гастролях в Франковске одного из любимцев российского президента Бориса Моисеева…

Национально настроенная молодежь города обеспокоена засильем российского музыкального ширпотреба в патриархальном городе Галицкой культуры. Представители молодежного крыла «Нашей Украины» проводят акцию «Слушай украинское» — в бары, маршрутки и на летние площадки раздают диски с записями отечественных исполнителей. Но, судя по репертуару, ставят их пока неохотно.

Война не закончилась

После нескольких дней пребывания на Галичине, мне стали понятно, почему российская пропаганда избрала своей мишенью именно эту землю. Прикарпатье — последний форпост украинской национальной идеи. Отношение к своей земле и к своим героям здесь совершенно другое, чем в том же Донбассе. Сколько раз в Луганске сбивали бюсты молодогвардейцев в сквере ВЛКСМ? Буквы на памятнике коню Ворошилова городские власти уже утомились восстанавливать. А, можете ли вы представить себе молодежные посиделки, во время которых народ под гитару стоя поет «Вставай, страна, огромная!»? События второй мировой войны у нас интересуют лишь ее оставшихся участников и политиков-спекулянтов. Молодежь эта героика, на которой вырастали их родители, интересует мало.

Франковцы слишком долго боролись за то, чтобы названия их улиц совпадали с их историческими традициями, слишком долго боролись за свои памятники и свой язык. Интерес к истории дивизии СС «Галичина» и ОУН-УПА, неугасающий с 90-х годов, связан именно с национальным подъемом и поиском героев, на примере которых воспитывается патриотический дух. Причем, это не навязывается сверху, а идет снизу. В руководящих структурах региона полно экс-коммунистов, которые лет 15 назад запрещали людям ходить в церкви и ломали кресты. Теперь они возлагают цветы на могилы воинов УПА.

Молодой человек из Долины рассказывал мне истории услышанную от своей бабушки, на глазах у которой энкавэдисты живьем сожгли ее сестру, которая пыталась защитить свою дочь от насилия. «Да, я ненавижу москалей. И никогда не заговорю по-русски, — говорит он. Но у меня нет ненависти к русским людям и к России. Мне важна моя земля, мой язык и мои традиции и я готов их защищать».

Истории о зверствах «советских освободителей» здесь можно услышать часто. Немецкий фашизм принес на эту землю меньше слез и горя, чем коммунизм. Хотя в центре Ивано-Франковска стоит памятник членам ОУН, расстрелянным гитлеровцами. И 9 мая здесь отмечают. В Долине для ветеранов Советской Армии проводился целый ряд мероприятий. Проходили они, правда, под лозунгами примирения. Но ветераны УПА День победы над Германией отмечать не пришли, а поздравляли ветеранов ВВв детские творческие коллективы, исполнявшие повстанческие песни. Как ни странно, но никто из ветеранов не обиделся, а, наоборот, были польщены вниманием властей.

Еще одна дремучая ложь от Соколовской: «Лесные братья» из бывшей эсэсовской дивизии "Галичина" и Украинской повстанческой армии здесь постреливали до 1960 года. Сейчас они в Ивано-Франковске приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны, ходят маршами по городу, надев подыстлевшие "однострои" — форменные френчи».

Ветеранов той войны в регионе осталось не так уж много. Национально настроенная молодежь разыскивает бывших бойцов СС «Галичина» по всей области. Речь идет о единицах стариков, которым уже за 80. Буквально несколько дней назад в Долине умер последний ветеран дивизии. Так что «форменных френчей» на улицах города не увидишь. Под окнами моего готеля каждое утро к параду в честь 64-й годовщины УПА готовились школьники. Они невпопад маршировали и неуверенными голосами затягивали гимн Украины. Зрелище мало чем отличалось от наших «маршей мира» и «живых коридоров». Лично на меня большее впечатление произвело застолье в редакции газеты «Добра справа», обязательным атрибутом которого являются партизанские песни под гитару. Финальным аккордом было исполнение гимна Украины. Стоя.

Совдеп — не в памятниках…

Несмотря на столь трепетное отношение к своим убеждениям и традициям, галичан в большинстве своем совершенно не интересует экспансия на восток. Местные политики и представители общественных организаций тихо варятся в собственной каше, призывая с листовок местных жителей принять участия в торжествах в честь 14 октября. Компромисс Ющенко с Януковичем вселил в души местных активистов растерянность. У многих из них нет и мысли о пропаганде галичанских идей на всю Украину, такое впечатление, что они не чувствуют в себе силы даже защитить их здесь. Мне удалось побывать на областной конференции «Народного союза «Наша Украина». Впечатление — угнетающее. Ораторы ругали Януковича, за то, что тот так подло обманул доверчивого президента. Грозились уйти в оппозицию. С горечью констатировали намерения премьера внедрить второй государственный и завернуть с пути в Европу. Но при этом, акцентировали, что с БЮТ объединяться не будут.

Кстати, в той же Долине именно эта политическая сила стала пристанищем для экс-кучмистов. Большинство их них под белыми флагами с красными сердечками и прошли в райсовет. На Ивано-Франковщине давно нет памятников Ленина, но нельзя сказать, что дело «руководящей и направляющей» окончательно похоронено. Чиновники работают по старым схемам и требуют от подконтрольных им СМИ такого же освещения их работы, как и в луганском рупоре областного совета «Известия Луганщины». В этом, наверное, мы и «разом». Кстати, ни антироссийской, ни антидонбасской пропаганды в прессе нет. Наоборот, очень занятно было прочесть в газете «Галичина» очерк о шахтере, который в 30-х годах поднимал угольную промышленность Донбасса и еле выбрался и вывел друзей из-под завала.

Закончился мой вояж поездкой в Киев на так и несостоявшийся парад воинов УПА. Очень тоскливое мероприятие. Перегороженный железными плитами Майдан, толпы милиционеров, советские песни на Крещатике и разрозненные группки украинских патриотов на Софийской площади. Донбасс начался раньше, чем я в него вернулась… Впрочем, в Донецке меня поджидал сюрприз. Обычный радиорынок, где продают МР3 и DVD. Над ларьком висит красно-черный флаг, тот самый который озлобленные витренковцы сожгли 14 октября в Киеве. Заходим вовнутрь — типичный бункер, на стене висит портрет Степана Бандеры, на лотках книги по истории Украины, об УПА и СС «Галичина». Продавец — седовласый мужчина средних лет — не понимает нашего удивления. «Донецк — это Украина в миниатюре. Здесь есть выходцы со всех регионов страны», — говорит он. На мой вопрос, не возникают ли у него здесь проблемы, изумляется — чего это вдруг. Но, тем не менее, фотографировать себя не разрешает, а просит для начала выслать по почте экземпляр газеты…

Украина едина?

Яна Осадчая, Луганск


 
Другие материалы по теме:

17.10.2006, 22:14 В Луганском пединституте почтили память воинов ОУН-УПА песнями и казацкими соревнованиями

16.10.2006, 13:43 Покрова: День непризнания (+фоторепортаж)

15.10.2006, 20:52 В Ивано-Франковске луганчане участвовали в «презентации Украинского реестрового казачества»

29.11.2005, 15:20 «Пора» считает, что луганские коммунисты заслуживают принудительного лечения

23.11.2005, 17:09 26 ноября — День памяти жертв голодомора и политических репрессий (дополнено 25.11.2005)

08.11.2005, 12:18 Антибандеровский крест и красный стяг над Луганской облгосадминистрацией (дополнено)