Новости Луганска и области

 



На главную
ПОЛИТИКА

Жить все хуже и хуже, а ВВП растет. Для кого?

Верховная Рада, 239 голосами поставившая коалиционному Кабинету «тройку», на этот раз оказалась строгой, но справедливой учительницей. Сам премьер признался, что критика, прозвучавшая в адрес его работы в парламенте, отчасти справедлива. Лишь поверхностный анализ деятельности Кабинета в минувшем году дает основания говорить, что эта самая деятельность была далеко не идеальной, а в некоторых отраслях даже ущербной.

Несколько цифр: количество прибыльных предприятий промышленного комплекса в 2003-м составила 53% (2002-м – 58%). В финансовом отношении на 34,7 млрд. гривен возросла дебиторская задолженность, кредиторская – на 42,2 млрд. Отдельного внимания заслуживает переживший кризис аграрный сектор. При Януковиче одна и та же булка, которую из года в год в одном и том же магазине покупает украинский пенсионер, стала дороже на 23%. Собственно, правительство может сколько угодно повторять о сумасшедших темпах роста ВВП, но пока эти разглагольствования практически никак не отразилось на кошельках потенциальных избирателей.

Попахивает популизмом еще ряд положений программы. Например, что на практике означает «ускорить рост», «укрепить финансирование» или «обеспечить поступление»? Каким образом правительство собирается выполнять столь туманно поставленные задачи? Ведь пока не понятно даже, как Кабинет готов выполнить некоторые конкретные положения, как-то «приблизить показатель ожидаемой продолжительности жизни до уровня стран с высоким индексом человеческого развития»? Неужели, говоря другими словами, специальным постановлением Кабинет запретит умирать?!

Особенно радует намерение правительства «выдавать беспроцентные кредиты безработным гражданам для ведения сельского хозяйства и предпринимательской деятельности». Естественно, источники подобного широкомасштабного финансирования не указываются. И хорошо, если их не найдут. А то трудно представить, какие именно «безработные» получат эти самые кредиты. Благо, еще свеж в памяти пример государственного кредитования «крестьян», разоривших банк «Украина». Настораживает и тезис программы, который звучит, как «существенное увеличение уровня доходов сельского населения». По словам экономистам, осуществить «существенное» можно, только подняв закупочные цены на сельхозпродукты, в том числе и на хлеб. Сделать это можно или повысив розничные цены (то есть, булка станет предметом роскоши?), или сдерживая цены путем государственного дотирования. А это, простите, за чей счет? Может быть, за счет экспорта «научных и высокотехнических товаров»(!), который Кабинет планирует уже в нынешнем году «наладить»?

Но даже столь радужные экономические расчеты, навеянные весенней эйфорией, проигрывают тем статьям программы, где содержатся посыл на … несуществующие еще законы и нормы. Оно понятно, что в выборный год парламент и будет занят только принятием законов. Хорошо, если темпы рассмотрения правительственных законопроектов сохранятся на уровне 2003-го года, когда из 137 поданных Кабинетом проектов лишь 25 стали законами. Даже второклассник может легко просчитать, что минимум 80% правительственных инициатив останется нереализованными. Это, между прочим, ремарка к «конструктивным и плодотворным» взаимоотношениям между парламентским большинством и его, плоть от плоти, коалиционным правительством.

Смерть Кощея – дело рук самого Кощея

Пожалуй, любители правительства и всего донецкого могут возразить, что выразиться тремя словами можно по поводу любой программы правительства. Благо, их в истории постсоветской Украины было всего две: у Виктора Ющенко, и вот теперь, вторая у Виктора Януковича. И в первом, и во втором случае акцентировалось, что документ – скорее политический, и поэтому некоторые его положения могут носить декларативный характер.

Возвращаясь к Ющенко, посыл обществу был понятен: «Реформы ради благосостояния». В случае Януковича остается открытым вопрос, в чем последовательность и эффективность, и главное – об ответственности кого и перед кем идет речь? И здесь дело действительно не в экономике, которой, не дремля, должен заниматься Кабинет. Вопрос ответственности – политический. Сам Виктор Федорович, комментируя некоторые достижения прошлого года и замалчивая остальное, сообщил депутатам, что «таких результатов удалось добиться благодаря совместным действиям парламентского большинства и коалиционного правительства». Внимание, вопрос: может ли это взаимодействие проходить без «известных методов» (выражение Владимира Литвина), практикуемых Администрацией Президента? Если да, то зачем в таком случае стране политическая реформа в кротчайше сжатые сроки, если консенсус, так сказать, налицо и остальные органы?

В ларчике с политической реформе, по всей видимости, и закрыта «кощеева смерть» этого Кабинета. Стоит ли вспоминать, в чьих надежных руках этот самый ларчик? По сути, Виктор Федорович принятием своей программы самолично приблизил кончину. Ведь шансы «затянуть» максимально близко к выборам рассмотрение программы правительства с помощью, скажем, блокирования трибуны «Нашей Украиной» (только не говорите, что не знали о возобновившихся переговорах «донецких» с «кругами Ющенко»), были. А перспективы саботировать внесение изменений в Конституцию, у скованных кандалами публичных обязательств и подписанных договоров «донецких», ничтожно малы. Хотя, как шепотом рассказывают «регионалы» в кулуарах, попытки саботировать политреформу будут предприняты. Естественно, «чужими руками» оппозиции. Причем шоу начнется непосредственно во время принятия закона о выборах, без которого Александр Мороз и Петр Симоненко (читай – держатели фракционных голосов) отказываются и говорить об изменениях Основного Закона. «Регионалы», в рядах которых тьма-тьмущая мажоритарщиков, открыто выступают против пропорциональных выборов, закрытых списков и императивных мандатов. И никакая Банковая не может их в этой позиции упрекнуть. По имеющейся информации, «донецкие» будут «давить» на максимальное снижение проходного барьера. Снизив его ниже «тройки», придется вести новые торги с социалистами. Вопрос может быть затянут, соответственно, политреформа перенесена. Если же этого не случится, перед Виктором Федоровичем встанут новые задачи и перспективы.

Шеф, усе пропало! Шо делать?

Наивно не понимать, что принятие программы правительства не гарантирует его дальнейшей работы. Хотя бы потому, что единственное правительство, которое «послал» парламент – это Кабинет Виктора Ющенка. Всех остальных Леонид Кучма отстранял лично. Почему не поступить так и в этот раз? Возможно, именно по этой причине Виктор Янукович так настаивает на принятии закона о Кабинете министров. В проекте этого документа, подготовленном командой премьера, четко выписано, что принятие программы парламентом и визирование документа Президентом – это обязательство(!) увольнять правительство, так сказать, в порядке очереди. То есть, прежде чем «выкинуть» министров на улицу, главе государства надо будет спросить согласия у парламента. Тот в свою очередь обязан выслушать отчет о деятельности Кабинета с момента принятия программы (две недели на подготовку), выслушать премьера и только потом удовлетворить или оставить без внимания посягательства Президента. Лихо? Но стоит ли объяснять, что этот парламент при этом Президенте никогда не примет подобный закон.

В любом случае, дилемма Януковича сужается к двум вопросам: «Хотеть быть премьером или захотеть стать президентом?». Задача максимум при этом – стать единым кандидатом от власти на выборах и «задинамить» политреформу.

Задача минимум, судя по сводкам с «донецких» политтехнологических полей, пока не определена. В условиях незавершенности основных политических интриг, по-весеннему вздыбившегося рейтинга премьера и – главное – неясности позиции самого Леонида Даниловича, думать сложно. И все же, есть несколько троп, которыми может пустить Великого Дона.

Премьер, просто премьер

Человек, похожий на социал-демократа, обсуждая в узком кругу перспективы так искренне любимого эсдеками премьера, скривив лицо, заметил: «Ну, мы же не братва, чтобы уголовника поддерживать…». В этой черной шутке – вся глубина проблем Виктора Януковича. Его прошлое, не только личное, прошлое близких ему капиталов и методов, настораживают многих внутри страны. Поддержка всеми олигархическими кланами представителя одной, пусть и самой большой, области – это нарушение всех законов жанра. Тем более, если этот один – не самый близкий человек, и даже не родственник главе собравшейся на пенсию Семьи. Прошлое «донецких» откровенно пугает и людей, живущих за пределами нашей необъятной родины. Запад на примере польской экспансии ИСД продемонстрировал завидную разборчивость в связях. Россия до сих пор не высказала своего однозначного отношения к Януковичу, давая понять, что сможет с ним работать. Если захочет.

В этом контексте чуть ли не единственной возможностью сохранить пост и использовать его не в политических, а чисто конкретно в экономических целях своей команды, у Виктора Януковича есть только при условии полной аполитичности. Что называется, «бери пример с Анатолия Кинаха». Просидел же человек два года во втором кресле страны, стараясь не встревать, куда нее просят и не особенно заботясь о собственной политической судьбе.

Янукович - премьер на период определения истинного кандидата от власти будет максимально долго удобен последней. Например, до лета. А вот поменять правительство к новому урожаю, повышению минимальной зарплаты и пенсии, - очень удобно и технологически выгодно. Путина-1 сумели «раскрутить» до преемника всего за полгода. А мы, спрашивается, чем хуже?

Премьер – единый кандидат

Ющенко еще хочет быть президентом, а Янукович – уже перехотел. Почему «донецкие» не смеются? Ведь выдвижение Виктора Федоровича «в гаранты» Конституции, где ему прописано много «нельзя» и чуть-чуть «можно», - вполне может оказаться еще одной стратегией Банковой. В таком случае Януковичу вовсе не стоит отчаиваться: по инерции, электорат еще лет пять будет думать, что Президент – это самый главный начальник. Да и с политической элитой сговариваться будет легче. Заходишь в парламент и говоришь: «Здравствуйте. Я – царь. Очень приятно. Царь». Многие после этого осмелятся не поддержать человека с обрезанными полномочиями в его инициативах?

В ситуации «насильственного» продвижения, Великий Дон может получить массу плюсов. Так, по ходу дела. Уже сейчас известно, что глава Кабмина получил карт-бланш на региональные разборки: частые визиты премьера в регионы – не что иное, как подготовка к смене целого ряда губернаторов. На этот раз – не в пользу эсдеков.

Кроме того, сохранение политического влияния на уровне премьера-кандидата позволит Виктору Федоровичу использовать всю широту маневра для устранения политических, а местами и кровных, конкурентов. Но такая задача будет стоять перед Януковичем только при условии, если кто-то из окружения премьера видит для себя жизнь и после 2004-го года. Виктора Януковича это тоже касается. Как бы там ни было, а пахнущие донецкими просторами деньги и привычка к киевской жизни не покинет многих людей. И эти люди не заинтересованы проиграть все, даже надеясь сегодня выиграть многое.

Стоит заметить, что желание получить пост номер один у Виктора Федоровича может быть не только вынужденным, но и скрыто искренним. И правильно, что скрыто. Потому что единственная возможность победить для него – поддержка всеми группами и Семьей в обмен на сохранение статус-кво. Правда, против Януковича играет путинский пример: Владимир Владимирович, как и подобает джентльмену, сдержал слово только перед Борис Николаевичем. А олигархам Путин слова не давал!

Уйти, чтобы остаться

«Ты слишком молод, у тебя еще будет второй шанс». Эти утешительные слова никак не относятся к Януковичу. Второго шанса прыгнуть с одного политолимпа на другой у Виктора Федоровича уже не будет. Ситуация, сложившаяся сейчас, в некотором смысле для него уникальна: еще год назад на провинциала смотрели лишь как на обмен «шила на мыло», в смысле Кинаха на Януковича. В то время вести речи о «донецком» как перспективном едином (!) кандидате даже в голову не приходило! Сегодня Великий Дон – это политик с удивительно близкой к грамотной украинской речью, большими амбициями, иногда – принципиальной позицией. Припоминаете угрюмую размытость в вопросе ЕЭП или однозначность по поводу «Одесса-Броды»?

Виктор Янукович и как премьер, и как политик за минувший год сделал много ошибок (хлебный кризис, акция «Донецк встречает Ющенко»), но не совершил главную: о нем не говорят как о чем-то второсортном. Многие все еще ожидают от Виктора Федоровича поступков. Например, громкого ухода в отставку по личной инициативе, или капитуляции Ющенко, или собственной большой игры. Не все же Большим Донам ходить узкой дорожкой чужих интриг, не так ли?

http://www.glavred.info/


 
Другие материалы по теме: