Новости Луганска и области

 



На главную
ПОЛИТИКА

У «луганских» — собственная гордость? О «несогласности» Тихонова с Москалём

Алексей Розумный, газета «Молодогвардеец»

Казалось бы, после Алчевска всякие разговоры о федерализме должны умолкнуть, по крайней мере до момента, когда страна ликвидирует последний на Луганщине “полюс холода”. Город металлургов показал, что на операции подобного масштаба область не способна физически. Речь ведь не только о деньгах. Если бы даже областной Совет (или “федералисты” переименовали бы его в “Верховный”?) бросил народ ликвидировать последствия аварии исключительно за счет уездного патриотизма — он тут же убедился бы, что в области элементарно не хватает квалифицированных слесарей, сварщиков, монтажников...

Увы, я ошибался. По крайней мере главный наш теоретик Виктор Тихонов и не думал складывать оружие. Последний его «выпад» — на сайте областного совета. Называется его зело пространный опус «Официальный комментарий председателя Луганского областного Совета В.Н.Тихонова к материалу, размещенному на сайте Луганской областной госадминистрации».

«Ознакомившись с материалом, размещенным на сайте Луганской областной госадминистрации 7 февраля 2005 года «Чи вигідний Луганщині федеративний устрій України?», комментарием к нему на сайте «Параллель-медиа» «Луганщина выживает за счет Украины. Федералисты могут пристраиваться в очередь за похлебкой», не могу не отреагировать», — сообщает Виктор Николаевич и добавляет: «С выводами и цифрами авторов публикаций не согласен».

Свое несогласие с цифрами т. Тихонов почему-то предваряет рассуждениями общего порядка: «Федерализация или децентрализация означает прежде всего четкое разграничение функций и полномочий центра и регионов, финансовых и материальных ресурсов на их выполнение, создание стимулов для увеличения доходности территорий для нормальных условий жизни населения, реализации их конституционных прав и гарантий».

Мне трудно судить, какое «разграничение полномочий» в понимании автора является четким, какое — не совсем. Просто на память тут же приходит Алчевск. В городе — авария. Сегодняшнее «нечеткое» разграничение полномочий позволяет Правительству волевым решением объявить ситуацию чрезвычайной на государственном уровне и приказать всем областным и районным государственным администрациям направить в Луганскую область людей, технику, материальные ресурсы. Подчеркну: еще до того, как было определено, кто за все это будет платить.

А теперь представим, что на 22 января 2006 года все уже было «четко разграничено». Вообще-то существуют критерии: вот это ЧС государственного масштаба, это — регионального... В Алчевске без тепла осталось около 100 тысяч человек, и, нам кажется, вот очевидный критерий для всеукраинского аврала. Но это иллюзия. Если бы у Кабинета Министров не возникло бы желания помогать, никакой Тихонов не заставил бы премьера или министра МЧС покинуть теплый кабинет и мчаться куда-то во тьму и холод, шататься по промерзлым квартирам, общаться с нервными их обитателями. Вместо всего этого завязалась бы оживленная переписка, где на каждый «размороженный» дом (если не подъезд) Киев требовал бы отдельный акт. Кстати бы выяснилось, что слишком уж многие дома и до аварии не отапливались, а значит можно за их счет снизить ранг ЧС до регионального уровня. И пусть эти «федералисты» сами с ней разбираются.

Но, допустим, Виктор Николаевич сотоварищи подвигли Киев объявить ситуацию всеукраинской катастрофой. Допустим даже, что уездные князьки не раздерибанили еще «Укрзализницу» на удельные дороги, и Правительство может приказать направить ее подразделения в замерзающий город. Но только усилий железнодорожников явно недостаточно. Необходима помощь если не всех, то хотя бы ключевых регионов, а в федеральном государстве у Кабмина нет возможности заставить руководство «автономии» вот так вот, за здорово живешь, делиться с соседом самым необходимым. И снова: переписка, просьбы, увещевания — а в ответ ссылки на бедность (это сегодня «федералисты» рассказывают, какие они потенциально Крезы; завтра у них снега среди зимы не выпросишь). В подтексте — те самые тихоновские «четкие разграничения». Когда центральной власти уездный князек подчинен только номинально. Собственно, зачем я все это рассказываю? «Чрезвычайная ситуация» в виде татаро-монгольского нашествия в XIII веке продемонстрировала пагубность «федерализма» со всей очевидностью.

Но, может быть, Луганский «истеблишмент» сделал в этой области какое-то сногсшибательное открытие? Очень может быть, только г-н Тихонов пока не готов предать его огласке. Вместо этого он пытается сразить читателей с помощью специально подобранных статистических выкладок. Напомню: он выражает несогласие с цифрами, приведенными главой Луганской областной госадминистрации Геннадием Москалем. Для тех, кто не имеет возможности регулярно заглядывать на сайт ОГА, могу процитировать некоторые выкладки «губернатора», столь не понравившиеся его визави.

«За 2005 рік до державного бюджету платниками податків всіх рівнів сплачено 2 млрд. 632 млн. 132 тис. грн., що на 121,4% більше, ніж у 2004 році. За той же період, за 2005 рік, в Луганську область з державного бюджету надійшло 4 млрд. 355 млн. 823 тис. грн., що на 121,1% більше у порівнянні з попереднім роком. В тому числі, на фінансування бюджетних установ — 1 млрд. 190 млн. 702 тис. грн., дотації вирівнювання місцевим бюджетам — 413 млн. 585 тис. грн. (на 114,8% більше, ніж у 2004 році), субвенції — 933 млн. 288 тис. грн. (на 211,5% більше, ніж у 2004 році), фінансування і утримання вугільної галузі — 1 млрд.97 млн. 141 тис. грн. (…) Також 3 млрд. 925 млн. грн. профінансовано на утримання всіх пенсіонерів, яких в області біля 800 тисяч чоловік. В цьому напрямку область забезпечує себе лише на 55%, решту ми отримуємо з держбюджету України, це крім того, що ще 2 млрд. грн. йдуть на утримання військових пенсіонерів, пенсіонерів МВС, прикордонників, СБУ, прокуратури та інших. Тому на виплату всіх пенсій в області потрібно біля 6 млрд. грн. на рік, притому, що власних коштів область збирає лише 2 млрд. 116 млн. грн.»

Отдаем государству два с половиной миллиарда, взамен получаем четыре; плюс еще на пенсии нашим старикам Центр доплачивает несколько миллиардов. О каком «федерализме» можно рассуждать при таком соотношении? Оказывается, можно. Во всяком случае главный луганский «федералист» находит, что возразить. Правда, возражает он несколько странно.

Если автору какая-то из названных его оппонентами цифр показалась недостоверной — он должен ее четко назвать и тут же привести правильную. Дело даже не в выборе методологии, а в том, чтобы читатель не запутался. Ну, например: «губернатор» говорит о том, что в область из Госбюджета пришло 4,3 миллиарда, хотя она перечислила туда всего 2,6 млрд. Считаешь, что это не соответствует действительности — приводи свои данные, а потом уже, при желании, предавайся рассуждениям «на тему». Виктор же Николаевич заходит откуда-то сбоку и начинает с неких «общих» цифр: «Поступления в сводный бюджет Украины в 2005 году — всего 4071,1 млн. грн. Из них взыскано: органами Государственной таможенной службы — 241,7 млн. грн.; органами Государственной налоговой администрации — 3809,5 млн. грн.; местными исполнительными органами — 19,9 млн. грн.» «Сводный» — это все бюджеты в сумме, от сельского до государственного. Сколько куда перечислено — Тихонов почему-то не уточняет, а сразу переходит к расходам.

«Расходы из бюджетов всех уровней — всего — 4594,2 млн. грн. В том числе: из Государственного бюджета Украины — 2434,4 млн. грн. Из них на господдержку угольной промышленности — 1097,1 млн. грн. Из местных бюджетов области — 2159,8 млн. грн.; из них дотация выравнивания — 413,6 млн. грн.; субвенции на выполнение делегированных государственных полномочий — 296,2 млн. грн.; дополнительные дотации в связи с внесением изменений в Государственный бюджет и дотации на уменьшение диспропорций из-за неравномерности сети — 90,2 млн. грн. Баланс: — 523,1 млн. грн.».

Уловили, в чем хитрость нашего федералиста? Он «забывает» расписать расходы из госбюджета по статьям. Угольную промышленность вспомнил, а то, что напрямую из центра финансируются все госадминистрации, все люди в погонах — нет. Хотя сумма названа: 1190,7 млн. Сложите ее с расходами углепрома, прибавьте дотации, субвенции, трансферты местным бюджетам из Государственного — получится намного больше тихоновских 2434,4 млн. Очень намного. Честно признаюсь: если бы Тихонов не допустил оплошность и не вставил в приведенный выше текст т.н. дотации выравнивания (413,6 млн. грн.) — я бы мог и не догадаться, в чем его фокус. А так получилась классная подсказка (спасибо его советникам). Ведь эту же сумму называет и Москаль. Так что реальный баланс — никак не 523 миллиона, а втрое больше.

Вообще-то цифры, названные главой исполнительной власти, звучали на последней сессии облсовета, и никто не попытался их оспорить. Да их и невозможно оспорить. Если оперировать точными данными и по общепринятым правилам.

Примерно к такой же эквилибристике прибегает автор при оценке «пенсионных» возможностей родной области. Вместо того чтобы при помощи элементарной арифметики сложить все потребности неработающего населения края и сравнить полученную сумму с той, что область способна собрать (как это делает председатель ОГА), Тихонов снова погружается в сложные вычисления процентных соотношений: «Согласно данным Госкомстата на начало 2005 года в области получатели пенсий составляли 786,1 тыс.чел. Из расчета на 1000 населения — 323 чел., что на 24 чел, или 7,4 проц. выше среднеукраинского показателя и пятая позиция среди регионов Украины. Доля пенсионеров области в общем количестве пенсионеров в Украине (32,3 проц.) на 175,2 тыс.чел., или 28,7 проц. превышает количество лиц старше трудоспособного возраста и составляет 5,6 проц. при удельном весе населения — 5,17 проц.».

Далее — в том же духе. Что из этого следует, кроме дополнительной зависимости от благосклонности Киева? Ровным счетом ни-че-го. Но Виктор Николаевич, пожонглировав процентами и суммами дотаций Пенсионному фонду Украины, вдруг заключает: «Таким образом, о дефиците Пенсионного фонда непосредственно в отдельно взятой Луганской области говорить не приходится». С чего он это взял — ума не приложу. Статистика говорит: собираем средства на 55% от потребности. Плюс непосредственно из центра пенсии получают отставные военные, милиционеры, работники госбезопасности и еще несколько категорий. О том же говорит Главное управление ПФ в Луганской области, управления облгосадминистрации. Здравый смысл, наконец. И только г-ну Тихонову «говорить не приходится».

Виктор Николаевич начинает с межбюджетных соотношений, заканчивает пенсионной темой, и это хоть как-то можно понять. Но когда он, в промежуток между этими двумя разделами, вклинивает угольную тему — я его понимать перестаю. Не в том смысле, чтобы для меня не были очевидны его чисто пропагандистские «маневры» (мол, мы с экс-губернатором Ефремовым спасли угольную промышленность) — непонятно, зачем он в перечень своих и без того крайне неудачных «аргументов» включает заведомо убыточную отрасль. Может быть, он готов отказаться от централизованных дотаций горнякам? Пусть так им об этом и скажет… если не побоится.

Удивительный человек. Случая не упустит, чтобы не попенять облздраву за отказ от 10 «центральных» миллионов на Трехизбенский тубдиспансер (которых, как выясняется, никто Луганску и не предлагал) — а сам в это же время собирается отказаться от миллиардов. Ради идеи?

А ради идеи надо думать над другим: что надо еще сделать, чтобы собственных средств хватало не только области, но и каждому городу. Но с этим у «луганских» всегда была особенная «напряженка».


 
Другие материалы по теме:

10.02.2006, 06:45 Виктор Тихонов прокомментировал свое нежелание занимать очередь за похлебкой

07.02.2006, 21:26 «Выгодно ли Луганщине федеральное устройство Украины?» Ответ губернатора Москаля. В цифрах