Новости Луганска и области

 



На главную
ПОЛИТИКА

"Дикий восток" или еще раз о масштабах нелегальной добычи угля в Луганской области

Истощённые угольные месторождения в Донбассе нуждаются в новых субсидиях – это требование в очередной раз поднято на щит, и под него потребуют очередные миллиарды гривен.

Меж тем незаконная кустарная добыча, опекаемая криминалитетом и местными начальниками, вполне рентабельна.

Если вы решили заняться скотоводством в Луганской области, то создавать ранчо в Лутугинском или Перевальском районах не советую. Во всяком случае, пока.

Нет, с точки зрения природных условий, всё окей. Бескрайние просторы и приличная кормовая база. Проблема в том, что за последние четыре–пять лет эти самые просторы изменились до неузнаваемости. Вместо ровных степных ландшафтов в местах потенциального выпаса будущий фермер может неожиданно обнаружить участки, больше смахивающие на следы забав детей-великанов, которые порезвились в песочнице, выкопали ямки, возвели горки и побежали дальше. Правда, в Луганской области забавляются далеко не дети. Ямки – это копанки глубиной до 5–6 метров, где втихую добывают уголь; горки – это отвалы грунта на нелегальных карьерах, где практически открытым способом тоже добывают горючее полезное ископаемое, но уже в гораздо больших объёмах.

Игрушки, в которые играют взрослые дяди, тоже стали привычной частью ландшафта. То здесь, то там в открытой степи видны трактора, экскаваторы и вагончики охраны. Не менее привычными стали и пылящие по грунтовкам, груженные углём десятитонные "КРаЗы".

По словам председателя Илирийского поселкового совета Лутугинского района Николая Лимаренко, года четыре назад, когда местную степь начали осваивать первые колонны угольных старателей, за сутки на-гора выдавалось более 1000 тонн "левака". И это при том, что таким результатом могут похвастаться немногие действующие шахты области.

"А что тут считать, – говорит председатель, – когда сюда пришли люди Морского (криминальный авторитет из Алчевска. – Авт.), они пригнали более 50 "КРаЗов", штук 13 тяжёлых экскаваторов и до десятка тяжёлых бульдозеров. Каждый "КРаЗ" делал за день не менее двух ходок. Вот и вся арифметика!"

Арифметика, действительно, несложная. 1000 тонн в день на протяжении четырёх лет – это почти три миллиарда гривен. Если исходить из того, что "левый" уголь продаётся по 200 гривен за тонну. Текущие расходы крайне невелики: 50 гривен за тонну – копщику, плюс зарплата охраны и водителей, плюс расходы на аренду техники и транспортировку. В итоге, по самым скромным подсчётам, чистая прибыль составляет не менее трёх миллионов гривен в месяц. А ведь это всего лишь один участок в отдельно взятом районе.

Ещё раз повторю – всё это нелегальное кино разворачивалось в чистом поле, где скрыться от бдительного ока правоохранителей просто некуда. Правда, никто от правоохранителей и не думал скрываться. Правила игры были изначально расписаны, а роли распределены. Так что одни уголь копали, другие его продавали, а третьи процесс контролировали. То есть "крышевали". И понятие "ментовская крыша" для Луганской области уже давно такое же привычное явление, как и терриконы.

Хотя в середине марта ситуация начала меняться. Застыли экскаваторы и бульдозеры. Появилась информация о десятках уголовных дел, возбуждённых по факту незаконной добычи угля. Кое-где лишилось кресел местное милицейское начальство, а высокопоставленные чиновники в Киеве бодро рапортовали об очередных победах на антикриминальном фронте.

Но технику с угольных полей почему-то не вывозили, и это подсказывало, что её владельцы что-то знают, а затишье можно считать лишь затянувшимся перерывом на обед. И точно. Не прошло и полутора месяцев, как всё вернулось на круги своя, и степь вновь наполнилась рычанием моторов.

Правда, в график угледобычи внесли коррективы, и теперь "левый" уголь извлекается из недр преимущественно в ночное время и не на самых открытых местах. Это, пожалуй, единственное веяние времени – нелегальные копщики ушли в тень. В Лутугинском районе – это тень деревьев одного из природных заказников, где уголь тоже близок к поверхности, но раньше его не трогали, потому что работать в степи гораздо комфортнее.

Тот же Николай Лимаренко в мае рассказал мне, что он фактически ушёл в бега, потому что попытался препятствовать открытию нового карьера, который, по его словам, "крышует" исполняющий обязанности начальника местного райотдела.

"Я уже пять дней не ночую дома, – говорит председатель поссовета, – меня хочет видеть начальник милиции майор Руденко, но меня предупредили, чтобы с ним не встречался".

По словам Лимаренко, несколько недель назад на территории местного заказника был обнаружен универсальный трактор, который одновременно выполнял функции корчевателя и бульдозера. То есть сперва в заказнике рубили деревья, потом выкорчёвывали пни, ну а дальше начиналась активная ночная угледобыча. "Трактор, – говорит Лимаренко, – не из дешёвых. "Тянет" где-то на 250 тысяч. Когда мы его нашли, я написал заявление в райотдел, чтобы его перегнали на штрафплощадку. Они прислали на ночь милицию, охранять вещдок. Но утром выяснилось, что ночью кто-то слил масло и солярку. К тому же милиционеры сказали, что трактор поломан и не мог использоваться по назначению. Пока я искал масло и солярку, трактор каким-то образом переместился из заказника почти за километр. Но и там его вновь объявили неисправным. В конце концов, он исчез окончательно, хотя я всё время говорил, что это главный вещдок, который поможет найти организаторов этого промысла. Я примерно знаю, где его искать, но не скажу. Во всяком случае, местной милиции и прокуратуре. Я уже не знаю, куда писать. Никто не хочет реагировать. А этот самый Руденко, который "крышует" этих людей, хочет, чтобы я приехал к нему в райотдел и рассказал о том, что мне известно. Но меня предупредили, чтобы я туда не ехал, потому что мне или подбросят наркотики, или ещё чего-нибудь придумают. И сказали, что просто так я оттуда не выйду. Вот я от них и прячусь".

Голливуд отдыхает... Нет, ну где ещё в XXI веке можно найти подобный сценарий? – Центр Европы. Суровая степь с частичными признаками цивилизации. Старатели-нелегалы. Бандиты, эксплуатирующие старателей. Продажный шериф. Честный мэр. Коррумпированные чиновники. Международная мафия?..

Далее можно использовать стандартные клише. Разве что пока из привычной голливудской схемы в луганских реалиях отсутствует местный Клинт Иствуд – мужественный герой, который должен наказать зло и восстановить справедливость. Героя этого пока нет. По идее, явиться он должен из столицы. И не потому, что местные власти не жаждут перемен. А потому, что силы пока слишком не равны. Смена только лишь руководителей исполнительной власти проблемы не решила. Ну нет сегодня у того же губернатора Луганской области Алексея Данилова полномочий для решения кадровых вопросов в системе МВД, прокуратуре или судах! Губернатор может разве что обратить на проблему внимание высшего милицейского руководства области. То, в свою очередь, конечно, в состоянии отстранить от исполнения обязанностей нечестного шерифа, но кого ставить вместо него? Кадровый потенциал области (равно, как и остальной территории страны) пока так же ограничен, как и рацион нелегальных копщиков: каша, сало и стакан дешёвой водки.

Все новые руководители (да и не только они) и в Луганске, и в районах в один голос кричат о том, что если в районах не будет полной замены милицейских начальников, судей и прокуроров, то о реформах можно забыть.

"Это вам в Киеве легко говорить о том, что милиция с народом, – смеётся луганский таксист Володя, – а у нас те же гаишники как брали, так и берут".

Насчёт гаишников Володя не лукавит. И в самом деле, рано или поздно, но груженные углём "КРаЗы"-десятитонники выезжают со степного бездорожья на трассы. Трассы эти ведут к покупателям: директорам ТЭЦ и горнообогатительных фабрик, на отгрузочные площадки и в прочие углеприёмные места. На трассах по-прежнему можно наблюдать немало людей в форме и с жезлами. Они, как обычно, в поте лица своего добывают приварок к возросшей милицейской зарплате. Но грузовики с углём, на который отсутствуют какие бы то ни было документы, явно имеют категорию VIP.

Заместитель главы Лутугинской администрации Дмитрий Касьянов рассказывал мне, как он сидел в засаде, наблюдая трогательные сцены общения гаишников с угольщиками. И как потом пытался выяснить у гаишников, почему машина не была задержана. И что ему гаишники при этом отвечали...

Понятно, что в засаду может засесть всё начальство области, начиная с губернатора и заканчивая главным милиционером. И улов может оказаться неплохим. И кто-то лишится погон. Но потом всё, как обычно, утонет в дебрях судебно-прокурорских коридоров, откуда не доносится даже слабое эхо.

За те самые сто дней новой власти местные суды не вынесли ни одного приговора по нелегальной добыче угля, хотя к ним такие дела пошли. Ни оправдательного, ни обвинительного. О том, когда такие приговоры могут быть озвучены, тоже никому не известно, ибо судебное начальство оставляет все запросы без ответа.

Виктор Ющенко, конечно, прав, когда требует перестать давать чиновникам взятки. Но если этот вопрос рассматривать в плоскости отдельно взятой схемы нелегальной добычи угля, то взяток как таковых вроде бы и нет. Есть просто участие в бизнесе, в котором заняты все, кто может построить хоть небольшую "крышу". Ну а ежели кто не хочет – то дальше всё, как в старом анекдоте о групповом сексе. Не хочешь в нём участвовать, тогда мы тебя вычёркиваем.

Понятно, что при глобальности существующих проблем заниматься проблемами каждого отдельно взятого региона Киев не в состоянии. Но пока эта бодяга будет тянуться, проблемы останутся нерешёнными, луганские степи по-прежнему будут бороздить VIP-углевозы.

Андрей Капустин

"Профиль"


 
Другие материалы по теме:

10.06.2005, 11:18 «Цивилизованные копанки» на Луганщине

19.05.2005, 17:13 На Луганщине подпольные мини-шахты открываются сразу же, едва уезжает ревизор

22.03.2005, 13:29 В Луганской области возбуждено 7 уголовных дел по фактам незаконной добычи угля

20.09.2003 «Подпольные шахтеры» - еще одна боль Луганщины.