Новости Луганска и области

 



На главную
ЭКОНОМИКА

Экспортеров давят вагонами

По мере подготовки баланса распределения железорудного сырья для меткомбинатов на 2007 г. выяснилось, что производственные аппетиты металлургов по сравнению с прошлым месяцем увеличились на 700 тыс. т. Если в сентябре на совещании балансовой комиссии ГМК Минпромполики было заявлено, что в следующем году меткомбинаты собираются выплавить 36 млн т чугуна (на 3 млн т больше, чем в 2006 г.), то, по данным на октябрь, совокупные предварительные заявки, собранные от металлургов, потянули уже на 36,7 млн т. Соответственно вырос и прогнозируемый дефицит железорудного сырья, необходимого для удовлетворения этих заявок. В сентябре координаторы отрасли определили его недостачу в 5 млн т, а месяц спустя он поднялся до 6 млн т. По подсчетам экспертов, такой дефицит предполагает не только работу ГОКов на пределе своих мощностей, но и ограничение их экспортных поставок на 2 млн т. Однако похоже, что пока переговоры металлургов и рудокопов ни к чему не привели. Желание первых нарастить производство натолкнулось на противодействие вторых. Судя по всему, рудокопы либо не хотят снижать экспорт, либо не могут договориться с заморскими потребителями о цене поставок на следующий год. Поэтому весь сентябрь отрасль трясло.

Как уже сообщала «ДС», основной прирост в выплавке чугуна стране собрались обеспечить три предприятия: Алчевский меткомбинат, Донецкий и Енакиевский метзаводы, мощности которых увеличатся за счет ввода в эксплуатацию отремонтированных доменных печей. Сырьевые возможности первых двух предприятий ограничены — контролирующие их ИСД и концерн «Энерго» в свое время не успели войти в закрытый клуб участников приватизации компании «Укррудпром». Видимо, металлургическое лобби избрало старый, но безотказный способ убедить экспортеров повернуться лицом к родине, призвав на помощь железнодорожников. В сентябре основной украинский экспортер руды — подконтрольный группе «Финансы и Кредит» Полтавский ГОК — столкнулся с проблемами при отгрузке продукции (представители предприятия объяснили именно этим тот факт, что покупатели недополучили 80 тыс. т окатышей). В октябре те же проблемы возникли у других крупных экспортеров — приватовских ГОКа «Сухая Балка» и Криворожского железорудного комбината. Как сообщили «ДС» на «Сухой Балке», за первую декаду октября они смогли отправить потребителям менее половины запланированного. Всего в октябре рудокопам недопоставили 265 вагонов, из-за чего на складах ГОКа осталось 18 тыс. т продукции.

Проблемы с подвижным составом железнодорожники объясняют его традиционной нехваткой, возросшими объемами перевозок угля на тепловые электростанции накануне зимы либо плохой маршрутизацией. По словам представителей «Укрзалізниці», вместо того чтобы двигаться к экспортерам, вагоны якобы скапливаются на других ГОКах. Судя по всему, рудокопы этому верят. И на Полтавском ГОКе, и на «Сухой Балке» «ДС» заявили, что не видят в нехватке вагонов политики и, скорее всего, оправдания железнодорожников соответствуют действительности. В настоящее время парк грузовых вагонов «Укрзалізниці» оценивается в 70 тыс. единиц. По данным Металлургпрома, за последнее десятилетие железная дорога смогла закупить лишь 500 грузовых вагонов, списывая по 3 тыс. ежегодно. Из-за этого между ведомствами периодически возникают конфликты. Вот и сейчас Минэкономики, Минпромполитики и «Укрзалізниця» не могут согласовать тариф на грузоперевозки. Железнодорожники заявляют, что именно транспортировка грузов для горно-металлургического комплекса является их главной статьей дохода и дает возможность компенсировать убытки на пассажирских перевозках. Они даже обещают покупать по 3,5 тыс. новых вагонов в год, если тариф на перевозки останется для них приемлемым. Рудокопы и металлурги не особо верят этим обещаниям и требуют преференций для подвижного состава частных компаний-перевозчиков, как правило, связанных с владельцами предприятий отрасли.

Можно предположить, что очередной вагонный кризис позволит сторонам быстрее договориться. Возможно, и металлурги, рассчитывающие пойти в 2007 г. на рекорд и требующие все больше сырья, выиграют время для переговоров с собственниками ГОКов. Практически все заинтересованные стороны признают, что с перевозками руды внутри Украины проблем возникает значительно меньше, чем с экспортом, а значит, шансы произвести в 2007 г. 36–36,7 млн т чугуна у металлургов возрастают.

«dsnews»


 
Другие материалы по теме:

11.10.2004, 17:39 Алчевский металлургический комбинат под угрозой остановки из-за нехватки вагонов

01.05.2004 Алчевский металлургический комбинат под угрозой остановки из-за нехватки сырья и кокса

18.06.2004, 13:32 Ровенькиантрацит может полностью прекратить добычу угля из-за нехватки вагонов для отгрузки сырья