Новости Луганска и области

 



На главную
Происшествия

Луганщина: как милиция и районная администрация не могут песочные карьеры поделить

«Хвостатые» управленцы в большой песочнице.
История о том, как милиция и районная администрация не могут песочные карьеры поделить

Тема незаконных разработок песчаных карьеров в Луганской области, в частности, в Станично-Луганском районе, так же, как и тема шламов («Антидепрессанты угольных городов» № 58 от 4 октября), пошла в массы только после смены власти в стране. Но на самом деле это совершенно не значит, что этой проблемы не было раньше — раньше просто все заинтересованные лица договаривались между собой.

Казалось бы, несогласованность теперешнюю нельзя списывать на политику — все назначенцы (глава РГА, прокурор, начальник милиции) в Станично-Луганском районе назначены во временном промежутке 2005-2006 г.г. На самом деле, конфликт между основными государственниками в районе начался буквально сразу же после их назначения. И поводом стал тот самый песок.

Для Станично-Луганского района песок — это что-то вроде угля для Перевальского или Антрацитовского районов. Единственное, что у них общее — незаконный способ добычи. По вполне понятным причинам интересы главы РГА Юрия Гриценко и начальника райотдела милиции Александра Митрофанова, который, к слову, ранее возглавлял областное управление ГАИ, пересеклись именно в этом секторе. Между ними уже около года идет откровенная война. Противостояние между государственными мужами уже достигло своего апогея — жалобами от главы РГА на действия Митрофанова завалены и заместители, и начальник областного УМВД, и Генеральная прокуратура, а против главы РГА УБОПом составлен протокол о коррупции, который в этом месяце будет рассматриваться Жовтневым районным судом Луганска. Причем они треплют друг другу нервы по одной и той же теме — теме песка, точнее, его нелегальной добыче и продаже.

В одном из весенних номеров ведомственного «Милицейского вестника» было опубликовано интервью с начальником Станично-Луганского райотдела милиции Александром Митрофановым. Мы с ним по объективным причинам связаться не смогли, но, думается, его мнение за несколько месяцев принципиально измениться не могло, к тому же, позицию, озвученную через интернет-сайт луганской милиции можно считать официальной.

Публикуем слова Александра Митрофанова. «Конфликт этот возник не сразу. Приступив к работе в райотделе, я, естественно, начал присматриваться к району, вникать в его жизнь, анализировать причины, ситуацию и т.д. Ну, в общем, как положено, знакомился с новым для меня местом и средой обитания. … В районе один во всей Луганской области песчаный карьер — Кондрашевский, который должен снабжать песком все нуждающиеся в нем предприятия области, а это и строительные организации, и литейное производство, и стекольная промышленность. Казалось бы, есть карьер — есть спрос на песок, все работает не первый год. Только вот закавыка в чем. Карьер карьером, а в районе есть точек 10-15, на которых работают так называемые предприниматели, роют песочек и тоннами продают. И это было бы приемлемо, если бы было законным, т.е. были бы у людей лицензии и другие необходимые документы. А еще меня очень смущало то, что песок, незаконно добываемый, оказывается, не воруют, а «ровняют барханы», которые годами наметают ветры, чтобы потом насадить леса. При проверке оказалось, что эти «санитары песчаных барханов» ничего не выравнивают, и ни о какой рекультивации почвы нет речи, никаким лесом «не пахнет». Сами можете увидеть: после выемки песка территория, как после взрывов, вся израненная, в воронках и рытвинах.

О том, что не все гладко в этом песочном королевстве, говорит еще и цена за тонну песка. В карьере — это 47 гривень, а на воровских копанках — 10. Как говорится, почувствуйте разницу. Вот я и стал в это все влезать». Далее следует комментарий к этому интервью полковника милиции, начальника ЦСО УМВДУ Татьяны Савченко, в котором она утверждает, что «из неофициальных источников, которые очень хорошо информированы, нам стало известно, что эту цену установила администрация района и старатели туда деньги относят. Но поскольку источник неофициальный, мы, естественно, акцент на этом делать не будем». Отвечая на вопросы, Митрофанов утверждал, что даже рад, что эти предприниматели не могут получить лицензии на свой промысел: «К счастью, это большая проблема. Лицензии выдаются в Киеве. Нужно собрать целую кучу документов, и на их получение тратится около года. Я впервые приветствую то, что они называют бюрократизмом и волокитой.

Специальные службы, например, должны все вымерять и вычислить, сделать забуривание на 5-10-15 метров в местах разработок, чтобы они никоим образом не повлияли на экологию района, не повлекли бы за собой наводнений и других опасных для района бедствий. Ведь при хаотичной разработке недр район просто может быть доведен до катастрофы и понадобятся миллионы для спасения людей, их имущества, жилищ и т.д.».

Собственно говоря, была в этом разговоре затронута и тема существования в районе так называемого социального фонда. Поскольку бюджет этого района (как, впрочем, и большинства других) достаточно скуден, власти решили не изобретать очередной велосипед и воспользоваться наработками своих предшественников. Еще несколько лет назад мы писали о нерациональном использовании средств, которые местные предприниматели отчисляли в аналогичный фонд при главе РГА Александре Овчарове. Теперь ситуация примерно такая же, только в роли недовольных выступают не предприниматели, а начальник милиции. Редакция располагает уставом фонда, учрежденного для поддержки района, но, тем не менее, начальник районной милиции о нем (по крайней мере весной) не знал. «Ни одна проверка не подтвердила существование такого фонда в администрации района, хотя говорилось, что якобы перечислена сумма в 80 тысяч гривень, а потом вроде еще 50 тысяч (это за время существования фонда)». Когда же его коллеги из ЦСО приводили ему цитату из одной из луганских газет, которая также публиковала данные о работе этого фонда, Митрофанов решил посчитать деньги из него. «Хорошо, давайте посчитаем немного. В среднем летом выходит из района около 300 самосвалов в сутки. Каждая машина вывозит порядка 12-13 кубов. Каждый куб — 10 гривень. После несложных подсчетов оказывается, что копальщики должны были перечислять в фонд района 36 тысяч гривень (!) в день. Пусть работают в среднем 20 дней в месяц — умножим на 7 месяцев, о которых вы говорите, и получится… Получится больше пяти миллионов. Как-то эта сумма не стыкуется с 76 тысячами гривень. Мы неоднократно интересовались у главы райадминистрации, где же деньги. На этот вопрос вразумительного ответа не получили…. Нами составлены административные материалы и направлены в суд. Сложность состоит в том, что в области нет прецедента, т.е. очень тяжело с подготовкой доказательных документов — здесь очень мешает несовершенство законодательной базы. Дело в том, что по угольным копанкам уже есть наработки, материалы, а по пескам еще нет.

На сегодняшний день возбуждено одно уголовное дело, еще одно — в плане. Техника (экскаваторы, машины и т.д.) изъята и находится сейчас на штрафплощадке. Но абсурдность ситуации состоит в том, что «старатели» остаются безнаказанными, и за это винят милицию, а ведь «крыша», о которой все пишут и говорят, она ведь там, где дают разрешения на разработку недр. А это ни много ни мало — районная власть, которая уверенно говорит, что делает это на благо района. Знаете, мне не хотелось бы обсуждать «военные» действия с администрацией, т.к. закон все равно расставит все на свои места, а милиция не допустит его нарушения. Единственное, что еще могу добавить, закрывая эту «барханную» тему, так это то, что ежедневно у «генерала песчаных разработок» оседает 1000 долларов США. И еще — мы все равно докопаемся до истины и не дадим губить целый край».

Зато глава районной государственной администрации Юрий Гриценко много может рассказать о «военных» действиях с местной милицией. Причем он «вооружен» не только заявлениями от граждан о том, как работники милиции присутствуют в местах незаконной разработки песчаных карьеров, но и о том, как они вообще работают.

В общем, вырисовывается такая картина: г-н Митрофанов пытается обвинить г-на Гриценко в нерациональном использовании средств, поступающих на счет фонда, и в том, что официально в фонд поступает малая толика средств, а остальные наличными идут ему в карман, а также в том, что у него есть собственный шкурный интерес в работе одного из предприятий по добыче песка (ЛУМР ОАО «Подряд-Агро»), которому он якобы «содействовал», за что на него и был составлен протокол о коррупции (судом еще не рассмотрен).

Судя по документам, глава районной государственной администрации Юрий Гриценко действительно привлекал фирму «Подряд-Агро» к ликвидации последствий подтопления трассы Луганск-Красная Таловка, а также пытался использовать песок из их карьера, когда зимой Луганску понадобился песок для отсыпки заледенелых дорог, но тогда начальник райотдела милиции принял «превентивные меры», ограничив вывоз песка 10-ю машинами.

Протокол о коррупции, составленный на Гриценко 24 мая 2006 года, за два дня до объявления ему недоверия райсоветом, прямо связан с его письмом прокурору Луганской области, где Гриценко писал, что работники УМВДУ при выполнении своих непосредственных обязанностей препятствуют предпринимателям из «Подряд-Агро» при отгрузке, вывозе и реализации песка. Составивший протокол офицер УБОП Минаев считает, что пожертвованные в благотворительный фонд «Социальная защита» директором фирмы «Подряд-Агро» 48 тысяч 647 гривень — это плата за всяческое содействие со стороны председателя РГА в добыче песка. Гриценко с протоколом не согласился.

Судя по имеющимся в редакции документам, сначала руководство того самого предприятия, из-за которого Гриценко теперь придется оправдываться в суде, подписало документы, в которых признавало некоторое участие председателя районной госадминистрации в контроле за количеством отгружаемого песка, но потом на имя Гриценко были написаны заявления о том, что на них осуществляли давление работники УБОП, и что эти документы были составлены с процедурными нарушениями. В общем, ситуация до боли банальна: сначала подписываем, потом от подписей отказываемся.

В свою очередь Юрий Гриценко считает, что Митрофанов «крышует» нелегальных копачей сам, берет с них мзду, и тоже — наличными.

В своем обращении на имя генерального прокурора Украины Гриценко писал, что Митрофанов в максимально короткие сроки создал систему «сбора спонсорской помощи» вроде бы на нужды МВД, при этом в эту систему в принудительном порядке были включены большинство коммерческих предприятий района. «В администрацию стала поступать соответствующая информация и жалобы на то, что очень активно полковник Митрофанов стал курировать вывоз песка с территории района…»

Но поскольку предоставить право ответа на эти претензии полковнику Митрофанову мы не можем, акцентировать на них внимание пока не будем. На самом деле переписка Юрия Гриценко, в частности, с заместителем областного УМВД полковником Пинчуком, которому сообщается обо всех недостатках начальника Станично-Луганской милиции, носит все признаки уездного шедевра. Цитата из ответа Пинчука Гриценко от 12 апреля 2006 года: «Сообщаю, что назначение сотрудников на должности руководящего состава районного отдела внутренних дел осуществляется исключительно руководством УМВДУ по согласованию с ведомственными службами. Таким образом, ваши обвинения по кадровой политике начальника Станично-Луганского ОВД полковника милиции Митрофанова А.А. в ходе проверки своего подтверждения не нашли». Это цитата, без правок и сокращений. Это цельная мысль, сведенная в отдельный абзац текста.

Понятное дело, что после каждого обращения в адрес руководства областного УМВД с заявлениями о том, что полковник Митрофанов пытается взять под контроль вывоз песка из района, Гриценко приходят ответы, что Митрофанов в ходе проверок категорически отрицает свою причастность к этому. Собранные главой РГА документы передаются либо в прокуратуру области, либо в Станично-Луганскую районную прокуратуру, хотя, как утверждает Гриценко, у прокурора и начальника милиции отношения дружеские, и прокурор «утратил моральное право оценивать работу милиции в районе».

Скорее всего, проблема разрешится намного быстрее, чем жалобы дойдут до адресатов, а протоколы — до судов. Скоро будут назначены новые председатели районных государственных администраций, и у Гриценко шансов сохранить свой пост практически нет. И не только потому, что ему объявили недоверие депутаты райсовета. Он часто говорит, что является сторонником «идеалов Майдана», которых сейчас стало значительно меньше. Ну а полковник Митрофанов, по непроверенным данным, при определенных кадровых раскладах может занять должность руководителя городского УМВД Луганска. Вот так они и разойдутся. На их места придут новые. И договорятся. Тихо и мирно.

Марина Дарницкая, «XXI век»


 
Другие материалы по теме:

11.10.2006, 14:14 «Антидепрессанты угольных городов»

05.10.2006, 15:27 В Лутугино вокруг копанок — заговор молчания

25.09.2006, 17:26 Как депутаты облсовета по инициативе БЮТ тему копанок «раскапывали»