Новости Луганска и области

 



На главную
Главные новости

Свердловск: сплавы, шахты, контрабанда

Собственно городом Свердловск Луганской области стал в 1938-м. За шестьдесят лет до этого здесь возник казачий хутор Должанка, именем которого была названа и построенная в 1878 году железнодорожная станция Должанская. Во время дореволюционной индустриализации район развивался как угледобывающий, и к концу 50-х годов прошлого века здесь было построено 9 шахт

В 1988 году Свердловские городской и районный советы были объединены в один, и район был передан в административное подчинение горсовету. (Чуть позже, кстати, подобный административно-территориальный эксперимент собирались проделать и с Краснодонским районом, но, судя по всему, просто не успели). Тогда в районе общей площадью 1,3 тысяч квадратных километров проживало 145 тысяч человек. К 2001 году население сократилось на 20 тысяч.

Основой экономики района была угледобывающая промышленность. Вообще говоря, ещё двадцать лет назад город и район могли похвастаться своей промышленной базой. Здесь работал угледобывающий комбинат «Свердловантрацит», трест «Свердловшахтострой», рудоремонтный завод, хлебокомбинат, швейная фабрика, домостроительный комбинат, завод алюминиевых сплавов (который в 1988-м году был преобразован в совместное украинско-испанское предприятие «Интерсплав»). Насколько можно судить, сегодня многие предприятия или влачат жалкое существование, или приближаются к этому состоянию. Некоторые же просто превращены в развалины.

Едва ли не единственное исключение из этого печального правила составляет государственное предприятие «Свердловантрацит». Подчиненные ему шахты постоянно перевыполняют план и находятся среди передовых украинских шахт, добывающих энергетические угли. Тем не менее так называемая реструктуризация угольной промышленности коснулась и этого успешного предприятия. За четыре года — с 1996-го по 2000-й — были закрыты три шахты («Ленинская», имени Володарского, «Майская»), а затем в процессе ликвидации оказалась и шахте имени Войкова. Однако и теперь на площадках закрытых шахт не только вполне легально ведется добыча угля, но на одной даже построена мини-обогатительная фабрика. Только сейчас этим занимается частное предприятие. Это указывает, как минимум, на некоторую поспешность при принятии решений о закрытии шахт.

И все же именно угольная промышленность остается главной статьей доходов района. На её долю приходится около 80% внутреннего валового продукта Свердловского района.

В связи с участившимися разговорами, в том числе и на правительственном уровне, о грядущей приватизации шахт, некоторые представители местных властей опасаются возможной передачи на баланс района обширной социальной сферы, финансирующейся пока за счет государственного предприятия «Свердловантрацит».

Из оставшихся после распада СССР сельскохозяйственных предприятий (бывших совхозов и колхозов, преобразованных потом в КСП) сегодня очень немногие могут похвастаться своими экономическими достижениями. Можно говорить об успехах, да и то только из-за личных качеств их руководителей, лишь некоторых предприятий. Например, бывших совхозов Должанский и Провальский. На землях последнего, кстати, частично расположен уникальный заповедник «Провальская степь» общей площадью 587 гектаров. И бывший совхоз, и заповедник находятся прямо на границе с Российской Федерацией, и это соседство, прямо скажем, не прибавляет радости ни первому, ни второму.

Речь, как вы понимаете, идет о контрабанде — второй основной составляющей части местной экономики. Но, в отличие от первой (угольной промышленности), контрабанда подпитывает исключительно теневую экономику, разрушая при этом обыкновенную. Кроме экономического вреда, контрабанда является еще и настоящим бичом для заповедника и сельскохозяйственных земель. Для контрабандиста проехать на груженом «Урале», «ЗИЛе» или «КРАЗе» по заповеднику или по засеянному полю — плевое дело. Он вряд ли задумается о том, что под колесами его грузовика гибнут редкие растения.

Объяснить существование этого противозаконного промысла и понять мотивы занимающихся им людей, конечно, можно. В первую очередь это нехватка рабочих мест. Однако процветающая контрабанда может нанести обществу и непоправимый моральный вред. Ведь это плохой пример прежде всего для молодежи, которая все меньше желает наниматься на работу в промышленности, видя, что зарабатывать можно и таким, менее трудоемким, хотя и более опасным способом.

Ударим ТПРом по депрессии?

Целью создания Комитета по вопросам территорий приоритетного развития (ТПР) в Луганской области было обеспечение эффективного управления процессом привлечения инвестиций в производство для создания новых рабочих мест и трудоустройства работников, увольняющихся в связи с закрытием, реструктуризацией и перепрофилированием горнодобывающих и других предприятий в ТПР Луганщины. Само же создание ТПР стало возможным благодаря принятию в 1999-м году Закона Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Луганской области». Всего с 1999-го года в Луганской области было создано 9 ТПР со специальным режимом инвестиционной деятельности — города Брянка, Краснодон, Красный Луч, Первомайск, Свердловск, Стаханов и Антрацитовский, Краснодонский и Кременский районы.

Как становится понятно уже из цели работы комитета, принятие такого закона, главным образом, явилось ответом на проявляющиеся последствия закрытия угольных предприятий области. Список созданных ТПР подтверждает это предположение: за исключением Кременского, это города и районы, образно говоря, попавшие в мясорубку реструктуризации.

Насколько этот ответ явился адекватным, однозначного заключения, к сожалению, получить не удалось. Например, начальник главного управления экономики Луганской областной государственной администрации Альберт Зинченко в интервью «МГ» (см. прошлый номер газеты) назвал создание ТПР в депрессивных районах правильным с социальной точки зрения, но неправильным с экономической. С данным мнением трудно не согласиться, ведь приток капитала в шахтерские города, пострадавшие от так называемой реструктуризации угольной промышленности, вряд ли можно назвать инвестиционным бумом. Да и количество созданных новых рабочих мест оставляет желать лучшего. С другой стороны, очень трудно ожидать немедленного свершения экономических чудес от инвестиций, вложенных в едва ли не разваливающиеся города.

Оценивая результаты работы ТПР, специалисты соответствующего комитета говорят о том, что благодаря Закону «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Луганской области» на этих территориях произошли определенные позитивные изменения в сфере создания новых рабочих мест, привлечения современных технологий, расширения базы налогообложения и увеличения бюджетных поступлений. Всего с начала функционирования ТПР на Луганщине утверждено 36 инвестиционных проектов на общую сумму 104,04 миллиона долларов США. Наибольшее количество проектов приходится на добывающую (то есть угольную) и обрабатывающую промышленность. Специалисты комитета по вопросам ТПР отмечают снижение уровня безработицы на территориях, где реализуются инвестиционные проекты. Так, по сравнению с данными шестилетней давности, в Стаханове (7 проектов) официальный уровень безработицы снизился с 3,7 до 1,5%, а в Кременском районе (2 проекта) с 8,3 до 3,3%. В целом же по области безработица уменьшилась с 3,8 до 2%.

Что касается поступлений в бюджеты всех уровней и в государственные целевые фонды в результате деятельности ТПР, то они составили 117,8 миллиона гривен. При этом сумма льгот, полученных предприятиями, составила 35,1 миллиона гривен, то есть более чем в три раза меньше, чем поступления в бюджет. Эти и другие результаты, считают в областном комитете по вопросам ТПР, могли бы быть более весомыми, если бы не принятие некоторых нормативных актов, препятствующих реализации Закона «О специальном режиме…». Во-первых, закон о бюджете на 2004 год ввел мораторий на рассмотрение и утверждение новых инвестиционных и инновационных проектов. В следующем году был снова введен этот мораторий, а законом об изменениях в бюджет 2005 года были отменены таможенные, налоговые и другие льготы при реализации инвестиционных проектов в ТПР.

Однако уже в ближайшее время возможно возобновление некоторых льгот для специальных экономических зон и ТПР. Эти предложения по крайней мере уже внесены в законопроект о бюджете на 2007 год.

«Интерсплав», НДС и другие заинтересованные «лица»

Одним из самых серьезных предприятий Свердловска, безусловно, является СП «Интерсплав» со значительным потенциалом, в том числе, и бюджетообразующим. Судя по всему, именно уникальность этого предприятия породила ряд проблем, которые руководители СП не могут решить в течение ряда лет.

СП «Интерсплав» — единственное предприятие на территории СНГ, продукция которого зарегистрирована на Лондонской бирже металлов под торговой маркой «IL». Завод первым получил сертификат на систему управления качеством согласно стандартам ISO 9000 и международным стандартам QS 9000 и VDA-6. Предприятие имеет самое современное технологическое оснащение в отрасли не только в Украине,но и Европе, и самую высокую деловую репутацию в мире. Покупателями сплавов являются крупнейшие компании Европы, Японии, США — Фольксваген, Тойота, Ниссан и другие. Максимальная производственная мощность СП «Интерсплава» — 5000 т/год, цена выпускаемой продукции — 250 млн. грн./год.

СП «Интерсплав» начинал свой 17-летний путь с отсталого, убыточного, находящегося на грани банкротства завода алюминиевых сплавов Минцветмета СССР. Усилиями и энтузиазмом украинской стороны в лице генерального директора Виктора Болденкова с привлечением испанского инвестора (производитель алюминия и разработчик технологий переработки вторичного сырья фирма «Реметал») было осуществлено тотальное техническое перевооружение (общая стоимость капиталовложений составила 18,5 млн. долларов США). СП «Интерсплав» постепенно занимает лидирующее положение в отрасли, регулярно наполняя казну родного города и государства. Предприятие превращается в островок «европейского демократического капитализма» в украинской глубинке. «Интерсплав» награждают дипломами и титулами, обласкивают вниманием украинские представители власти и бизнеса как символ имиджа «новой» независимой Украины.

В 2001 году фирму «Реметал» выкупает испанское торговое ООО «Бефеса», которое сразу же стало рассматривать СП «Интерсплав» как возможность исключительно единоличного обогащения. А для этого необходимо изменение статуса предприятия с СП на ООО. Тогда испанская сторона сможет принимать решения по управлению предприятием исходя из новых полномочий на основе более половины голосов.

Сегодня 40% в уставном фонде предприятия принадлежит фирме «Бефеса Алуминио Бильбао С.Л.», 16,84% находится в собственности ООО «Укрис» — менеджмента завода и 43,16% владеет государство в лице Донецкого научно-исследовательского и проектного института цветных металлов Минпромполитики Украины.

Для проведения в жизнь своих нечистоплотных замыслов сначала проводится незаконная смена на «карманное» руководства донецкого института, которая позволяет манипулировать недостающим числом голосов. Далее с игрового поля начинают убирать и последнего из украинских партнеров. Сначала официально извещают о потере уставных документов, потом в обход всех участников изменяют устав и быстро при поддержке киевских властей незаконно регистрируют новое предприятие — ООО «Интерсплав». Казалось бы, путь свободен. Ура теневым схемам и махинациям! Но — увы! «Укрис» пишет жалобы в разные инстанции и выигрывает судебные дела. «Бефеса» начинает (по тем же схемам) следующий раунд и опять проигрывает. А украинские власти, которые согласно закону и здравому смыслу должны были бы поддержать своих участников битвы, по непонятной причине становятся на сторону испанского партнера. Парадокс, не правда ли?! Есть над чем призадуматься.

Кстати, средняя зарплата на этом предприятии сейчас составляет 2600 грн.

Смена руководства донецкого соучредителя трактуется директором СП однозначно: «Уже около двух лет идет захват СП «Интерсплав» одной из донецких ФПГ с помощью черного рейдера». Господин Болденков считает, что еще в 2005 году представители донецкой ФПГ заменили директора на своего в государственном институте г. Донецка — представителя государства в СП. «Потом, в основном используя криминальные методы, не сняв с учета в г. Свердловске Луганской области, зарегистрировали «Интерсплав» в виде ООО в г. Киев (стерев с лица земли 17-летнюю историю СП), — сетует Виктор Болденков. — Сейчас запугивают руководителей с целью их устранения — либо силовыми, либо физическими методами, т.е. без всякого основания уголовными преследованиями или простым убийством». Виктор Болденков уверен, что «Интерсплав» искусственно банкротится путем незаконного лишения СП оборотных средств. «Уже 8 лет мы слушаем сказки о якобы «сетях» и «цепях» СП при законном возврате НДС. СП «Интерсплав» уже 17 лет не имел и не имеет сейчас ни одной посреднической фирмы ни при покупке сырья, ни при продаже продукции, — подчеркнул Виктор Болденков. — Никогда не применял бартера, не применяет наличных расчетов, а оплата производится только через банки в безналичной форме, т.е. легко проверяется».

Гендиректор «Интерсплава» сообщил, что налоговая потратила на проверку предприятия более 5 тыс. человеко/дней. «572 раза в судах мы доказали, что не мы, а налоговые органы нарушают законы Украины. СП «Интерсплав» абсолютно белое предприятие, — подчеркнул он, — законопослушный налогоплательщик, руководствуется тремя принципами: работать по закону, заботиться о людях, беречь природу».

Виктор Болденков отметил, что если цель действия вокруг «Интерсплава» — уничтожение предприятия, «то можно считать, она почти достигнута». «В ноябре из-за недостатка оборотных средств, т.к. их безосновательно у нас отобрали, мы вынуждены сократить наполовину производство, в декабре — остановить его совсем, — рассказал гендиректор предприятия. — В Свердловске уже почти стоит машзавод, остановлено цинковое производство на ООО «Укрис», теперь — «Интерсплав». Значит, это кому-то нужно?!».

И все это при том, что решения Хозяйственного суда Луганской области о возмещении НДС «Интерсплаву» Госказначейством Украины не выполняются.

Теме возврата НДС предприятиям Луганской области в последнее время было посвящено много всевозможных совещаний и заседаний. В итоге мы имеем на руках официальную цифру — 90% в общей сумме необходимых возвратов НДС по Луганской области составляют заявки от 8 наиболее крупных предприятий-экспортеров Луганщины. Это ОАО «Алчевский меткомбинат» (419 млн.грн, бюджетный долг по НДС — 208 млн.грн.), ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот» (233 млн.грн, долг — 125 млн.грн.), ЗАО «Лисичанская инвестиционная нефтяная компания» (487 млн. грн, долг — 234 млн.грн.), СП «Интерсплав» (31 млн.грн., долг — 22 млн.грн.), ОАО «Стахановский вагонзавод» (28 млн.грн., долг — 9 млн.грн.), ОАО «Стахановский завод ферросплавов» (24 млн.грн., долг — 5 млн.грн.), ОАО «Стахановский завод техуглерода» (6 млн.грн, долг — 2 млн. грн.), ОАО «Алчевский коксохимический завод» (39 млн.грн., долга нет). В общем, невозмещенный остаток составляет 663 млн. грн. Как было заявлено на заседании очередной комиссии, Луганская область — одна из тех, где проблема возврата НДС стоит наиболее остро. Однако новые губернские власти усматривают в этом вину самих предприятий. И даже звучат обвинения в мошенничестве. Недовольство луганского губернатора Александра Антипова вызвала и ситуация вокруг «Интерсплава». По его словам, до 90% партнеров «Интерсплава» по экспортным сделкам оказывались фиктивными предприятиями. «Оказывается, мы собираем налоги не только для того, чтобы финансировать социальную сферу, но и чтобы содержать коллектив «Интерсплава», — заявил Антипов. Честно говоря, не совсем понятный подход председателя Луганской ОГА. Впрочем, ему, бывшему главному налоговику области, может быть, и виднее. Тем не менее хочется, чтобы ситуация вокруг не самого плохого предприятия области наконец-то приобрела бы черты определенности. Окончательной.

Спецрежим как метод борьбы с безработицей

Территорией приоритетного развития (ТПР) [Свердловск стал] со второй половины 1999 года, сразу после принятия Закона «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития Луганской области». Сам закон был принят для решения проблем Луганщины, которые стали появляться вследствие реализации программы реструктуризации угольной промышленности. После закрытия и ликвидации расположенных здесь угольных предприятий шахтерские города и районы Луганщины столкнулись с серьезной социальной проблемой — безработицей. Свердловский район не стал исключением.

По информации комитета по вопросам ТПР Луганской области, после физического закрытия шахт на создание новых рабочих мест и на содержание социальной сферы средства не выделялись, результатом чего и явился излишек в районе рабочей силы. Преодолению этой беды и должно было помочь отнесение Свердловска к территориям приоритетного развития. Специальный режим инвестиционной деятельности позволял привлекать в экономику города инвестиции и, соответственно, создавать и сохранять рабочие места.

В областном комитете по вопросам ТПР считают подход городских властей к разработке инвестиционных проектов и поиску инвесторов «серьезным». Что, в общем, и подтверждается цифрами: с начала функционирования специального режима инвестиционной деятельности на Луганщине ТПР Свердловска привлекла наибольший в области объем инвестиций — более 17 миллионов долларов США. Реализация семи инвестиционных проектов позволила создать 350 новых и сохранить 200 существующих рабочих мест. Рассматривались проекты в добывающей промышленности, станкостроении, машиностроении, пищевой промышленности и сельском хозяйстве.

Тем не менее, по мнению специалистов упомянутого комитета, результаты деятельности ТПР Свердловска могли быть выше, если бы не законодательные изменения 2004 и 2005 годов. В 2004-м был введен мораторий на новые инвестиционные проекты, а в 2005-м на рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов в специальных экономических зонах (СЭЗ) и территориях приоритетного развития (ТПР), что выразилось в отмене льготных условий налогообложения и государственных гарантий инвесторам.

Сейчас в ТПР Свердловска реализуются два инвестиционных проекта (оба дочернего предприятия «Экотех» ОАО «Укрподшипник»). Первый — размещение технологического оборудования на промплощадке шахты «Должанская-Капитальная» для обеспечения природоохранных работ по очистке отстойника с извлечением угля — позволил создать 90 новых рабочих мест. Второй — размещение флотационной установки для снижения негативного воздействия на окружающую среду путем более полного обогащения тонких угольных шламов — 9 рабочих мест. Реализация этих проектов помогает решить сразу несколько задач, в том числе: улучшить экологическую обстановку в районе отстойника, являющегося частью технологической цепи обогатительной фабрики; работа установки позволяет отказаться от разработки глиняных карьеров для наращивания дамбы отстойника, что, в свою очередь, предотвращает разрушение почвенного слоя пастбищ района.

Из-за указанных ранее изменений в законодательстве в 2005 году в Свердловском районе не разработано и не утверждено ни одного нового инвестиционного проекта. Тем не менее, по информации комитета по вопросам ТПР Луганской области, сейчас идет анализ финансово-экономического состояния всех промышленных предприятий города для дальнейшей разработки инвестиционных проектов. Внимание в первую очередь обращается на проблемные предприятия — Свердловский машиностроительный завод и завод горно-шахтного оборудования.

Дмитрий Олин, Владимир Резун, газета «Молодогвардеец»


 
Другие материалы по теме:

10.11.2006, 10:50 Донецкий суд не рискнул отобрать Свердловский машзавод у Ахметова

27.09.2006, 11:23 Под Антрацитом горел лесной массив у села Орехово

20.06.2006, 13:08 На Свердловском заводе горно-шахтного оборудования уволен весь состав наблюдательный совета