Новости Луганска и области

 



На главную
Главные новости

Луганск: Особо опасные... «маршрутки»

Вначале были «Икарусы»

Ещё полтора десятилетия тому назад население более чем полумиллионного Луганска обслуживало два мощных транспортных управления — трамвайно-троллейбусное и автотранспортное. Параллельно с ними работали и маршрутные такси, но они представляли собой незначительный сегмент на общем рынке перевозок.

В 1991 году подвижной парк Луганского трамвайно-троллейбусного управления насчитывал в своём составе 107 трамваев и 120 троллейбусов; в том же году АТП-10928 (так назывался тогда городской автобусный парк) имел в своем составе около 500 машин. 250 автобусов работали на перевозке пассажиров городскими маршрутами, 220 обслуживали предприятия и организации, 30 машин составляли штат вспомогательной техники — бульдозеры, скреперы, тягачи.

Сегодня же ситуация изменилась полностью. Осенью прошлого, 2005 года, «ГАП» при полном попустительстве городских властей обанкротился, и хоть сегодня он возродился вновь, но имеющихся на его балансе 22 автобусов явно недостаточно для того, чтобы делать погоду на рынке перевозчиков (тем более, что автобусы эти являются неликвидным имуществом банкрота ОАО «ЛГАП», которое проще утилизировать, чем отремонтировать, а новый состав машин парка только формируется). То же самое можно сказать и о ГКП «Луганскэлектротранс». Его подвижной парк состоит из 52 трамваев и 33 троллейбусов (из них на городские маршруты выходит до 30 трамваев и 20 троллейбусов), большей частью эти машины «преклонного» возраста от тридцати и более лет. Пять новых троллейбусов российского производства (два из которых мы видели на Дне города), закупленных в этом году, на общем фоне выглядят не очень-то внушительно.

Мелкие, но по одной гривне

Образовавшуюся нишу в сфере транспортных перевозок сегодня заполнили маршрутные такси. Год от года они теснили автобусное и электротранспортное предприятия, и чем больше слабели первые, тем больший вес набирали «маршрутки». Но маршрутные «Газели» городских транспортных проблем не решили. Об этом свидетельствуют постоянные «пробки» и заторы, повышенная аварийность, жалобы пассажиров. Каждый день горожане имеют возможность наблюдать, а нередко и участвовать в слаломе и гонках, который устраивают водители маршрутных такси на центральных улицах областного центра. «Затрамбованная» транспортная сеть — бич практически всех крупных городов мира, но недаром ведь развитые страны отдают приоритет электротранспорту и автобусам большой вместимости. Ведь для того, чтобы заменить один трамвай или троллейбус, необходимо как минимум 10-15 «Газелей».

В крупных европейских и американских городах (а Луганск, хоть и потерял за 15 лет около 50 тысяч человек, все равно, по мировым меркам, попадает под категорию крупных населенных пунктов) до 70% пассажирских перевозок осуществляется автобусами, находящимися в собственности городского муниципалитета, и лишь только 30% — частными фирмами. Подчеркиваю специально — ФИРМАМИ, а не одиночками — частниками. Ведь кустари-одиночки, составляющие среди луганских перевозчиков подавляющее большинство, не имеют финансовой и физической возможности содержать свой транспорт так, как это делает мало-мальски крупная фирма. Как правило, у них нет надлежащим образом оборудованной ремонтной базы, нет вспомогательного транспорта, нет сменных машин. А механик-профессионал так же, как и медик, — это не роскошь, а необходимость. Ведь иначе, в случае поломки или болезни водитель-частник просто не выезжает на маршрут, отдыхает, нисколько не тревожась о том, что от этого повысится нагрузка на другие машины, даст сбой транспортная сеть города.

Особо надо сказать и о той технике, которая сейчас в основном стоит у них на «вооружении» — «Газели» на газовом топливе.

Бомбы на колёсах

«Газель» — это грузопассажирский микроавтобус, и изначально он не был предусмотрен для перевозки пассажиров. У него был цельнометаллический кузов и три пассажирских сидения впереди, и лишь впоследствии число пассажирских мест было увеличено до семи. Грузоподъемность его — 1,5 тонны. По своим техническим возможностям эта машина не предназначалась для эксплуатации на постоянных пассажирских маршрутах, и в России ее уже давно запретили использовать в таком качестве. У нас же — это основной вид транспорта. По своей грузоподъемности «Газель» рассчитана не более, чем на 14 пассажиров, местные же умельцы ставят в салон еще три сидения, а водитель, гонясь за заработком, берет еще человек семь-восемь в дополнение к сидящим, таким образом чуть ли не вдвое превышая грузоподъёмность автомобиля. (Один из луганских перевозчиков, владелец нескольких таких «Газелей», рассказывал доверительно в приватной беседе: «Машина дрянь, конечно, но на пару лет и её хватит. За год такой «молотьбы» я её стоимость «отобью», а дальше мне уже чистая прибыль в карман капает»). А ведь у этой несчастной «Газельки» вся оснастка от «Волги» — двигатель, тормоза, сцепление. От постоянной перегрузки материальная часть быстро изнашивается, повышается аварийность.

(В качестве примера. Если на «Икарус» поставить двигатель от «Запорожца», то беды не будет, ведь он автобус просто с места не сдвинет, а «волговский» движок тянет, только вот затормозить перегруженная «Газель» вовремя не успевает, оттого и бьётся). В случае же аварии такой «модернизированный» микроавтобус частенько превращается в братскую могилу: сорвавшиеся с креплений сидения (пассажиры-то в момент столкновения за них цепляются!) работают в салоне наподобие ножей мясорубки, а ослабленный прорезанными окнами некогда цельнометаллический кузов сминается в лепешку. Особенно опасны в этом отношении т. н. «высокие Газели» — хоть стоять в ней намного удобней, чем в старой «селедке», но из-за сместившегося центра тяжести кузова при боковом столкновении она легко переворачивается. А газовые баллоны в случае аварии рванут не хуже авиабомбы. Вот и прикиньте сами: сейчас в городе ездит не менее 800 таких машин.

Внимание: конкурс!

Транспортные конкурсы перевозчиков, которые стали проводиться в нашем городе с 2003 года, ситуацию на рынке перевозчиков несколько улучшили, во всяком случае развалюхи-«РАФики» с луганских улиц практически исчезли, но сказать, что это радикально повлияло на общую безопасность движения, нельзя. После прошлогоднего августовского скандально нашумевшего автоконкурса, управлением Луганской Госавтоинспекции была проведена плановая операция «Автобус». И вот его результат:

«Рейд…показал, что безопасность граждан у водителей данного транспорта (маршрутных такси) стоит на последнем месте. А ведь пассажирский транспорт — самый массовый вид перевозки людей. Именно на нем ежедневно ездит около 75% населения. В городе насчитывается около 800 единиц автобусов, занимающихся пассажироперевозками. Всего около 40% от общего числа автобусов при проведении ежеквартального технического осмотра отвечает минимальным требованиям действующего законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения. За прошедший период текущего года (2005 года) в городе произошло 25 дорожных происшествий с участием пассажирского транспорта, в которых четверо погибли и 30 человек травмированы, причем тяжесть последствий таких происшествий с каждым годом увеличивается. Основная причина происшествий на пассажирском транспорте это отвлечение от управления, невнимательность, проявляемая водителями при движении автобусов на маршрутах, неудовлетворительное техническое состояние транспорта, да и опыт, и дисциплина водителей данной категории далеко не удовлетворительна. И как следствие — рост аварийности на пассажирском транспорте. Наблюдая за движением этой категории транспортных средств, можно сделать вывод, что основная цель — материальное обогащение, но ни как не обеспечение безопасности пассажиров, доверивших жизнь водителю на время проезда в автобусе...».

Штраф как метод борьбы

К сожалению, этим все проблемы маршрутных такси не исчерпываются. По-прежнему остро стоит вопрос незаконных перевозчиков. По словам начальника транспортного управления Луганского городского совета Андрея Когута, сегодня в городе насчитывается до 150 маршрутных такси, водители которых работают без каких-либо разрешительных документов. Эти «маршрутчики», выезжающие на трассу из подворотни, кроме того, что паразитируют на легальных маршрутах, лишая тем самым законного заработка законопослушных и платящих налоги перевозчиков, представляют собой прямую угрозу жизни своих пассажиров и безопасности транспортного движения. Ведь, как правило, эти нелегально работающие микроавтобусы из числа тех машин, что не прошли транспортный конкурс из-за аварийного состояния, а водители их нередко не имеют соответствующей категории, разрешающей управлять автотранспортом на газовом топливе и работать на перевозке людей.

В этом я убедился лично, во время планового рейда, проведенного 22 сентября 2006 года сотрудниками территориального управления главной государственной инспекции на автомобильных трассах в Луганской области.

Водитель «Газели», Виктор Борисович Савка, работал на 121-м маршруте, не имея ни соответствующей категории, ни разрешительных документов. Владелец машины был незамедлительно оштрафован на 1700 гривень. Справедливости ради надо сказать, Виктор Савка успел проработать на маршруте всего четыре дня. И случилось это во многом благодаря действиям инспекторов территориального управления инспекции. За год с небольшим существования управления его сотрудники смогли навести относительный порядок на улицах городов Луганщины. Некогда «черный» 155 маршрут благодаря их усилиям ныне стал полностью легальным.

Согласно данным, предоставленным заместителем начальника территориального управления госинспекции в Луганской области Леонидом Костенко, всего в 2006 году было проверено 18 313 транспортных средств (не менее чем в 20 проверках автор статьи участвовал лично). При этом выявлено 4 208 нарушений законодательства об автомобильном транспорте и составлено 1 519 протоколов, на основании которых вынесено 1 186 постановлений о штрафных санкциях. Суммы штрафов впечатляют — 882 210 гривень, из которых в бюджет уже поступило 188 690 гривень.

Территориальное управление транспортной инспекции могло бы работать еще лучше при условии, если бы было лучше налажено взаимодействие между инспекцией и исполнительной службой, в функции которой входит взыскивание штрафов. Но, по сути, вся вина здесь ложится на несовершенное законодательство, нечетко регламентирующее механизм взыскивания. Понимая это, руководители различных ведомств Луганска –-налоговой службы, ГАИ, судебно-исполнительной службы, территориального управления госинспекции, транспортного управления при горсовете — сегодня изыскивают возможность, не нарушая законодательства, призвать к ответу наиболее злостных нарушителей. Разрабатывается методика, согласно которой транспортные средства перевозчиков без лицензии будут арестовываться и помещаться на штрафную площадку до погашения суммы иска, а в случаях рецидива — конфисковываться.

Что ж, для достижения цели, как известно, порой все средства хороши. И жесткие меры в конце концов обуздают нарушителей. Но, право же, куда намного лучше было, если бы владельцы «маршруток» меньше думали о своем кармане и задумывались порой о здоровье своих клиентов. Ведь и их родные и близкие могут оказаться в числе пассажиров аварийной «газельки»…

ГАИ сообщает

Согласно информации, предоставленной Межрегиональным отделением госавтоинспекции, с начала года в областном центре и области водителями пассажирского транспорта совершено 52 ДТП, из которых 43 произошли по вине пассажироперевозчиков. Травмировано 53 человека, пятеро погибли.

В сравнении с прошлым годом рост аварийности увеличился на 12,5%, что неудивительно, ведь и количество зарегистрированных автобусов, выполняющих пассажироперевозки, увеличилось до 1247 единиц.

Что же касается дисциплинированности их водителей, то при проведении рейдов по контролю за движением пассажирского транспорта только один из десяти проверенных автобусов проехал по маршруту без грубых нарушений Правил дорожного движения. Водители остальных же автобусов нарушили ПДД не раз. А трое из них при движении в центре города создали аварийную ситуацию для своих же коллег.

Наиболее же частыми нарушениями Правил является управление транспортом без соответствующих документов, нарушение правил проезда перекрестка, нарушение правил перевозки людей, нарушение правил маневрирования, остановки и стоянки.

24 водителя маршрутных автобусов вообще управляли транспортом в нетрезвом состоянии, двое из них — в Луганске.

Комментарий, как говорится, излишен.

Кирилл Прохоров


 
Другие материалы по теме:

04.10.2006, 11:15 В центре Луганска грузовик врезался в трамвай (дополнительно)

31.01.2006, 10:52 Луганск: новая маршрутная сеть

15.11.2005, 14:16 Для кого Луганский горсовет изменил центральные автобусные маршруты?

05.10.2005, 16:30 В Луганске городские маршрутные такси №№ 137, 132, 132а, 166 и 133 изменили маршруты: теперь они пущены в объезд центра

29.09.2005, 16:06 Луганский городской автобусный парк признан банкротом

13.07.2005, 17:58 Маршрутное такси «Луганск — Северодонецк» столкнулось с трактором в районе пос. Металлист (дополнено)

13.05.2005, 15:26 Трамвай и маршрутное такси столкнулись в Луганске. Жертв нет