Новости Луганска и области

 



На главную
Главные новости

В. Алёшкин: «Треть работ по подготовке ЖКХ Луганской области к зиме должны быть выполнены до 1 июня»

«Прошедший отопительный сезон был худшим по сравнению с предыдущими годами, а если честно сказать, он был для большинства территорий провальным», — заявил начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Луганской облгосадминистрации Валерий Алешкин 12-го мая на областном совещании по итогам отопительного сезона 2005-2006 годов и подготовке к следующему отопительному сезону. «В экстремальных условиях низких температур наше тепловое хозяйство не смогло обеспечить стабильную работу систем теплоснабжения», — отметил он. Главную причину он видит в неисполнении элементарных технических и технологических требований к эксплуатации основных фондов, что привело к возникновению сбоев в работе оборудования и даже чрезвычайным ситуациям. Чрезвычайная ситуация в Алчевске возникла в том числе и из-за того, что в этом городе на 900-х объектах было нарушено централизованное теплоснабжение. Аналогичная ситуация имела место в г. Петровское, где также разморожено 4 жилых дома и школа, в г. Попасная — 40 жилых домов и других объектов социальной сферы. На протяжении всего отопительного сезона лихорадило котельные ОКСТП «Лугансктеплокоммунэнерго» в г. Красный Луч из-за аварий на квартальных сетях водоснабжения и теплоснабжения. Крайне неудовлетворительно работало и Краснолучское ГКП «Теплокоммунэнерго», котельные которого к работе в зимних условиях практически не были подготовлены, отсутствовал уголь в необходимых объемах. В конце концов, новые городские власти должны определиться с этим предприятием и всей системой теплоснабжения. Имелись серьезные сбои в работе теплового хозяйства г.Молодогвардейска (там котельная 9-го квартала в работу вообще не включалась), в гг. Брянке, Стаханове, Новодружеске, в Жовтневом районе г. Луганска. Катастрофическое положение с централизованным теплоснабжением сложилось в Перевальском районе. В г. Перевальске в 50 жилых домах теплоснабжение практически отсутствовало или оно было частичным из-за неготовности систем централизованного отопления. В г. Зоринске разморожены системы в подвалах 12 многоэтажных домов квартала 40 лет Победы.

По мнению Валерия Алешкина, главная причина нынешнего удручающего состояния жилищно-коммунальной отрасли в том, что это единственная отрасль в Украине, которая за 15 лет независимости государства не адаптировалась к происходящим экономическим отношениям. «Были только разговоры о реформах, а фактически отрасль была заложницей политики», — отметил начальник областного управления ЖКХ. И добавил: «Если мы этим летом не начнем реформирование, то предстоящий отопительный сезон может получить еще более катастрофические последствия такого хозяйствования».

По словам Валерия Алешкина, готовиться к очередному отопительному сезону необходимо с видением перспективы в рыночных условиях. Уже практически завершены работы по обследованию объектов теплоснабжения, в том числе внутридомовые разводки, но еще не везде ведутся работы регламентных испытаний, разработаны конкретные меры, графики и обеспечен контроль их выполнения. Он предложил подекадно отслеживать выполнение ремонтных работ и возобновить работу областных селекторных совещаний. Также он считает необходимым особое внимание уделить порядку эксплуатации инженерных систем объектов социальной сферы (больницы, школы, детские садики, культурные заведения и др.) Разработать планы действий дежурного персонала в случае понижения внешней среды от — 10°С. В отношении жилищного фонда акцент в этом году будет делаться на внутридомовые инженерные сети, вводы в дома, крыши, потому что результат улучшения теплоснабжения оценивается потребителем тепла конкретного дома, квартиры и обеспечить его качественным теплом должны жилищная организация и предприятие коммунальной теплоэнергетики. Так из-за неготовности внутридомовых систем централизованного отопления только по ЛОКСТП "Лугансктеплокоммунэнерго" по итогам отопительного сезона населению произведен перерасчет за услуги и уменьшен доход предприятий на 6,8 млн грн.

Что касается системы теплоснабжения, то Валерий Алешкин высказался за внедрения автономного отопления как оптимального в тех городах, где много пустующих квартир в многоэтажках, таких как Зоринск, Перевальск, Молодогвардейск. Для этого следует вначале разработать научно-обоснованные схемы в каждом населенном пункте области и использовать финансовые ресурсы, предложенные ДП «Газтепло» НАК «Нафтогаз Украины» в своей программе «Рідний дім» по установке в домах, квартирах индивидуальных газовых котлов с системами местного отопления.

«Первоочередное проведение энергоаудита и обеспечение оптимизации систем теплообеспечения населенных пунктов области должно быть определено в научно-обоснованной программе. Управление ЖКХ намерено в ближайшее время выйти с этим вопросом на постоянную профильную комиссию облсовета», — заявил Валерий Алешкин.

Для своевременной и качественной подготовки жилищно-коммунального хозяйства к предстоящему отопительному сезону предстоит в первую очередь:

1) сбалансировать тарифную политику;

2) оптимизировать систему экономических отношений и систему управления отраслью, т.е. в первую очередь все должны понимать, что необходим понятный, прозрачный механизм отношений между субъектами отношений. Формула – «поставщик услуг — договор — потребитель услуг» должна наполнится реальным содержанием. Взаимоотношения должны строиться между ними только на договорных отношениях, это огромная и кропотливая работа. Одновременно организовывать население на создание объединений совладельцев жилья. Реформировать ЖЭКи как полноценные хозяйственные субъекты со сбалансированной экономикой. Тогда можно говорить о качестве услуг, о реальной борьбе с неплательщиками о выполнении обязательств со стороны поставщика услуг ЖКХ;

3) приступить к реализации плана мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства области к работе в отопительный сезон и обеспечить четкое выполнение графиков работ, которые Вам розданы перед началом совещания;

4) определить источники финансирования запланированных работ с учетом максимальной возможности местных бюджетов всех уровней, государственного бюджета, привлечения средств предприятий, спонсоров и населения. По подсчетам специалистов потенциально на это следовало бы направить более 480 млн грн;

5) создание мотивации для внедрения энергосберегающих технологий, предусмотрев выполнение поручения Премьер-министра Украины Ю.И. Еханурова, о снижении в 2006 году потребления газа на 10%, электроэнергии – на 5% . Основные направления – это замена или реконструкция малоэффективных котлов с КПД ниже 60%; снижение затрат на магистральных и распределительных тепловых сетях с использованием современной теплоизоляции, применение изолированных труб при проведении ремонтных работ; внедрение средств учета и приборов, регулирующих потребление тепловой энергии.

Стоит задача на 1 июня выполнить 30% запланированных работ, до 1 сентября – 70%, до 15 октября – завершить все работы, включая пробные пуски тепла и своевременно начать отопительный сезон.

Для выполнения намеченных мероприятий предполагаются источники финансирования: 51,7 млн грн. – субвенция на выполнение мероприятий по предупреждению аварий и предотвращению техногенных катастроф в жилищно-коммунальном хозяйстве. 10 млн грн — на развитие и реконструкцию централизованных систем водоснабжения и водоотведения. 35 млн грн — на ремонт автомобильных дорог коммунальной собственности. 24 млн грн — на расчеты по погашению обязательств государства по обесцененным денежным сбережениям граждан в учреждениях бывшего Сбербанка СССР для погашения задолженности граждан за жилищно-коммунальные услуги. 251 млн грн. — на возмещение разницы в тарифах на услуги водо-, теплоснабжения. 53 млн грн. – средства, предусмотренные в местных бюджетах на жилищно-коммунальное хозяйство городов и районов, в том числе на капитальный ремонт жилого фонда 10 млн грн.

Из мониторинга состояния дел по основным базовым показателям производственно-финансовой деятельности предприятий отрасли, который проводится управлением жилищно-коммунального хозяйства, следует, что без решения вопросов сбалансированности экономики предприятий, 100% расчетов за услуги невозможно оплатить потребляемые энергоресурсы, а значит подготовиться и обеспечить стабильное прохождение предстоящего отопительного сезона.

По оперативным данным жилищно-коммунальных предприятий области, уровень оплаты в целом за жилищно-коммунальные услуги за 4 месяца 2006 года составил: за услуги водоснабжения и водоотведения: начислено 99 млн. грн., оплачено – 80 млн. грн., уровень расчетов составил 81%. За услуги теплоснабжения начислено 141 млн грн, оплачено – 99 млн грн, уровень расчетов составил 71 %. В тоже время при дефиците финансовых средств и необоснованно низких тарифах не используются субсидии и льготы. По состоянию на 01.04.06 получают жилищные субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг 34320 семей, или это 4% общей численности. Эти платежи снизились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 4 млн грн. А в Кировоградской, Житомирской, Сумской, Хмельницкой, Черкасской, Черновицкой областях этот показатель достигает 6%.

Из-за несбалансированности тарифов на жилищно-коммунальные услуги, низкого уровня оплаты потребителей предприятия не в состоянии в полном объеме рассчитываться за потребленные энергоносители. За 1-й квартал 2006 года уровень оплаты потребленной предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства электроэнергии составлял 49 %, 1-й квартал 2005 года – 72%. Предприятия теплокоммунэнерго рассчитались за потребленную электроэнергию на 24%, 1-й квартал 2005 года – 71%. По данным ДК «Газ Украины» по состоянию на 3 мая (за текущий год) уровень оплаты за природный газ предприятиями коммунальной теплоэнергетики составил 56,0%.

По состоянию на 01.04.06 средняя заработная плата работников жилищно-коммунального хозяйства составила 723,32 грн, что на 20% ниже среднеобластной. Задолженность по заработной плате за первый квартал 2006 года увеличилась на 2719 тыс. грн. или 58 % и по состоянию на 01.04.06. составляет 7408 тыс. грн. Задолженность имеют около 6 тыс. человек или 23% от среднесписочной численности работников жилищно-коммунального хозяйства области.

Для повышения уровня расчетов за энергоносители, погашения задолженности по заработной плате и недопущению ее роста необходимо сбалансировать экономику предприятий путем проведения аудита фактических затрат и принятия решений о изменении тарифов, системы управления и организации труда на предприятиях. Это задача собственника предприятия – т. е. местных советов базового уровня. Также нужно обеспечить 100%-ные расчеты за услуги с помощью заключения договоров между потребителем и поставщиком услуг, определив прямую зависимость качества и количества оказания услуг и их оплату.

Что касается тарифной политики, то пока еще не созданы предпосылки по обеспечению стабильной работы отрасли, улучшению качества жилищно-коммунальных услуг. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются органами местного самоуправления базового уровня. По итогам работы І квартала 2006 года фактическая оплата населением стоимости жилищно-коммунальных услуг в области составила меньше 70%. Например, себестоимость 1 куб.м. воды составляет 1,48 грн, а тариф – 0,95 грн.

Несоответствие тарифов привело предприятия жилищно-коммунального хозяйства области, как и отрасль в целом по Украине к убыткам. За 1 квартал 2006 года они составляют 50,4 млн. грн., по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 28,8 млн. грн. К примеру, в г. Антраците из-за не пересмотра тарифов убытки предприятий жилищно-коммунального хозяйства составили 2,3 млн. грн., в г. Краснодоне – 3,7 млн. грн.

Выход – во внедрении энергосбережения. В Госбюджете на этот год предусмотрено выделение 383 млн. грн. на предоставление кредитов для реализации инвестиционных проектов по внедрению энергосберегающих технологий и альтернативных источников топлива. Руководителей жилищно-коммунальных предприятий и органы местного самоуправления должны заняться вплотную этим вопросом.

Подводя итоги, Валерий Алешкин определил первоочередные стратегические задачи в реформировании ЖКХ области и его подготовке к отопительному сезону. «Пора изменить систему управления основными фондами – при сохранении формы собственности, – считает он. – Передать имущество в управление, концессию, создать общества совладельцев многоквартирных домов, передать в аренду на конкурсной основе, т.е. без кардинальных изменений в определении собственника, менеджмента жилищного фонда, реформы отраслей обслуживающих жилье основанных на рыночных отношениях, говорить о реформе жилищно-коммунального хозяйства бессмысленно». Второй задачей он назвал обеспечение безубыточной работы коммунальных предприятий. «Органам местного самоуправления нужно создавать благоприятные условия развития предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Внедрить двухставочные тарифы (постоянной частью — круглогодичной, и переменной – сезонной) с ежеквартальной корректировкой составляющих тарифа», — предложил начальник областного управления ЖКХ. Также он предложил провести энергетический и технический аудит на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства. Разработать и осуществить мероприятия по энергосбережению, в том числе по реализации схем теплоснабжения населенных пунктов области и на этой основе снизить расходы газа и электроэнергии до 10% ежегодно. Органам местного самоуправления и органам исполнительной власти, по словам Валерия Алешкина, необходимо взять под контроль эффективность использования финансовых ресурсов выделяемых из государственного бюджета на реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства, выполнение аварийных работ. Привлекать на конкурсной основе управляющих коммунальных предприятий всех уровней в целях подбора более квалифицированных менеджеров.

Кроме этого необходимо решить ряд неотложных вопросов на государственном уровне. Валерий Алешкин считает целесообразным обязанности по утверждению тарифов для населения возложить на предприятия жилищно-коммунального хозяйства. По его мнению, необходимо урегулировать вопросы конкретного участия ДП «Газ-тепло» в подготовке предприятий теплоснабжения Луганской области к предстоящему отопительному сезону, чтобы не допустить одностороннего изменения алгоритма распределения средств, поступающих в оплату за услуги теплоснабжения. Также он предложил ходатайствовать перед центральными органами власти о максимально быстром выделении средств из госбюджета для финансирования работ в жилищно-коммунальном хозяйстве области. «Все эти вопросы являются составными частями программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства Луганщины», — подчеркнул Валерий Алешкин.

Пресс-служба Луганской ОГА


 
Другие материалы по теме:

12.04.2006, 19:38 Станет ли Луганск Камбродом? Вот в чём вопрос

14.03.2006, 17:06 «Коммунальный миллиард» Блока НДП: арифметика от Валентина Дзоня

09.03.2006, 17:55 Мэр Алчевска Н. Кириченко: «Не виноватая я!»

06.02.2006, 13:58 Алчевск—2006. Ледниковый период

30.01.2006, 20:55 Ющенко считает причиной стихийного бедствия в Алчевске некомпетенстность местной власти

12.01.2006, 15:00 Начальником управления ЖКХ Луганской облгосадминистрации стал комсомолец Алёшкин

08.11.2005, 18:46 Реформирование теплового хозяйства станет для коммунальщиков Луганской области в 2006 году, как обычно, приоритетным

28.01.2005, 11:23 Александр Ефремов. Комсомолец-банкир в эпоху средневековья